Сила нервной системы - самый существенный показатель типа нервной системы. Она проявляется в способности нервной системы выдерживать длительное воздействие, не приходя в состояние запредельного торможения. Сила нервной системы — показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости, способности задерживать реакцию на воздействие одних раздражителей под влиянием других, еще более значимых.
Уравновешенность нервной системы - означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Существенное преобладание одного из этих процессов над другим указывает на неуравновешенность нервных процессов.
Подвижность нервных процессов - это быстрота и легкость сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположной этому свойству является инертность нервных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку.
Разные комбинации силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И.П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы и служат физиологической основой традиционных четырех типов темперамента:
а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, лежит в основе сангвинического темперамента;
б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика;
в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над процессами торможения, соответствует холерическому темпераменту;
г) слабый тип нервной системы, соответствует меланхолическому темпераменту.
Учение И.П. Павлова позднее было развито и дополнено. В изысканиях Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и других, проведенных в 50-60-х гг., показано, что «сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических изменений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П. Павловым». В частности, оказалось, что сила нервных процессов является показателем не только работоспособности нервной системы, но и ее чувствительности (сенситивности). Если работоспособность нервной системы определяется верхним «пределом» силы нервной системы, то уровень ее чувствительности соответствует нижнему «пределу».
Существенно расширилось и понятие подвижности, которое стало означать подвижность не только в узком смысле этого слова (как способность нервных процессов переходить из одного состояния в другое), но и как лабильность, характеризующуюся скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Было обнаружено еще одно важное свойство нервных процессов — динамичность, которая выражается в легкости, быстроте генерации процессов возбуждения или торможения.
Теперь, традиционные комбинации свойств нервной системы дополнены новыми свойствами. Наметилась двенадцатимерная классификация свойств нервной системы человека на основе сочетаний по крайней мере восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к торможению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижности, динамичности и лабильности) свойств.
В дополнение к вышеуказанным, были выявлены и другие свойства нервной системы, которые связаны с темпераментом:
· реактивность — свойство нервной системы, проявляющееся в непроизвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия;
Другие материалы:
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, & ...
Формирование коллектива учащихся как условие эффективности интегрированного
обучения
Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в системе установок социальных, ценностных ориентаций, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деят ...
Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры
детей
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. [40] Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречи ...
