Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную деятельность

Материалы » Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную деятельность

Страница 2

Сила нервной системы - самый существенный показатель типа нерв­ной системы. Она проявляется в способности нервной системы выдер­живать длительное воздействие, не приходя в состояние запредельного торможения. Сила нервной системы — показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости, способности задер­живать реакцию на воздействие одних раздражителей под влиянием других, еще более значимых.

Уравновешенность нервной системы - означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Существенное пре­обладание одного из этих процессов над другим указывает на не­уравновешенность нервных процессов.

Подвижность нервных процессов - это быстрота и легкость сменяемости процессов возбуждения и тормо­жения. Противоположной этому свойству является инертность нерв­ных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку.

Разные комбинации силы, уравновешенности, подвижности нерв­ных процессов определяют, по И.П. Павлову, индивидуальные особен­ности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочета­ния составляют разные типы нервной системы и служат физиологичес­кой основой традиционных четырех типов темперамента:

а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, лежит в основе сангвинического темперамента;

б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, со­ответствует темпераменту флегматика;

в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преоблада­нием возбуждения над процессами торможения, соответствует холери­ческому темпераменту;

г) слабый тип нервной системы, соответствует меланхолическому темпераменту.

Учение И.П. Павлова позднее было развито и дополнено. В изысканиях Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и других, проведенных в 50-60-х гг., показано, что «сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических изменений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П. Павловым». В частности, оказалось, что сила нервных процессов является показателем не только работоспособности нервной системы, но и ее чувствитель­ности (сенситивности). Если работоспособность нервной системы оп­ределяется верхним «пределом» силы нервной системы, то уровень ее чувствительности соответствует нижнему «пределу».

Существенно расширилось и понятие подвижности, которое стало означать подвижность не только в узком смысле этого слова (как спо­собность нервных процессов переходить из одного состояния в другое), но и как лабильность, характеризующуюся скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Было обнаружено еще одно важ­ное свойство нервных процессов — динамичность, которая выражается в легкости, быстроте генерации процессов возбуждения или торможения.

Теперь, традиционные комбинации свойств нервной системы дополнены новыми свойствами. Наметилась двенадцатимерная класси­фикация свойств нервной системы человека на основе сочетаний по крайней мере восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к тормо­жению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижнос­ти, динамичности и лабильности) свойств.

В дополнение к вышеуказанным, были выявлены и другие свойства нервной системы, которые связаны с темпераментом:

· реактивность — свойство нервной системы, проявляющееся в не­произвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Организация временной перспективы в зависимости от типа личности
Эта тема является одной из самых разработанных по отношению к организации временной перспективы личности. Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типологический принцип ориентирован на выявление не столько ...

Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях "переходный", ...

Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог. Социальный педагог - сотрудник, который ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru