Программа тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета»

Материалы » Формирование морально-нравственных норм дошкольника » Программа тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета»

Страница 1

В своей контрольной работе я хочу рассказать о разработанной в Житомирском педагогическом институте им. Ивана Франка программе тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета».

В ее основу заложено личностно ориентированный, деятельный и культурологический подходы.

Проведения занятий по основам этикета планируется за счет вариативной части программы (1 час в неделю; продолжительность занятия – приблизительно 20 минут).

Цель тренинга – содействовать освоению детьми норм и правил культурного поведения, воспитывать позитивное отношение к близким, одногодкам, старшим, к окружающему, развивать чувства причастности, совместности с другими людьми.

Курс состоит из четырех блоков: культура внешнего вида, правила поведения в общественных местах, этикет межличностных взаимоотношений, культура общения. Каждый блок состоит из нескольких разделов.

Культура внешнего вида.

1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы.

2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда).

Правила поведения в общественных местах.

1. Поведение в детском садике. Ребенок с уважением относится у воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам.

2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.

3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

Этикет межличностных отношений.

1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.

2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить.

3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки.

Культура общения

1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас.

2. Культура невербального общения. Во время разговора ребенок смотрит в лицо собеседника (или в глаза), сохраняет внимательное и добросовестное выражение лица, улыбается, когда это уместно; разговаривает спокойно, достаточно выразительно, заботясь, чтобы его хорошо слышал собеседник, но не обязательно слышали люди вокруг; придерживается эстетики жестов, мимики, поз.

Тематика занятий из «Азбуки этикета»

Культура внешнего вида. (7 час.)

1. Санитарно-гигиенические навыки. Твоя осанка, походка. В гостях у Мойдодыра. Правила ухода за собой. Уход за собственными вещами.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Понятие конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом ...

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы руководителя можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от ...

Характер
В психологии понятие «характер» (греч. «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведени ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru