Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную деятельность

Материалы » Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную деятельность

Страница 1

Центральными структурными компонентами, которые определяют личностные особенности каждого человека, являются темпе­рамент и характер. Темперамент (от лат. temperamentut — надлежащее соотношение частей, соразмерность) - совокупность индивидуальных, отно­сительно устойчивых психодинамических свойств психики челове­ка, выражающихся в его поведении и деятельности.

В отличие от других особенностей психики темперамент сравнительно постоянен, поскольку его физиологической основой являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической де­ятельности в целом. Психологически они проявляются преимущественно в особенностях темперамента человека, окрашивающего самые различные поведенческие акты, создающего более или менее определенный индиви­дуальный стиль деятельности, специфическую для каждого человека динамику приобретения, например профессиональных навыков и т.п. Свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темпера­мента влияют на перцептивные процессы, память, внимание, двигатель­ные навыки человека. Эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как это делает.

Темперамент оказывает значительное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, на его индивидуальность. Поэтому темперамент нельзя отделить от личности. Темперамент выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Учение о темпераментах возникло около V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основ­ных соков организма: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и черной желчи (melan chole). Основываясь на этих представлениях, древне­римский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, в соответствии с которой неодинаковое соотношение этих жидкостей влияет не толь­ко на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение че­ловека.

Гален впервые предложил классификацию видов темперамента, так, в зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсю­да пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флег­матический, холерический и меланхолический. Позже, на смену гуморальной пришла конституциональная, или соматическая, теория. На ее основе делались попытки связать разные типы темпераментов с конституцией, строением тела человека, с со­отношением его отдельных частей и тканей. Рациональным зерном во всех этих взглядах, с позиций современной науки, является то, что и тип строения тела, и динамические свойства психики в значительной мере обусловлены воз­действием гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Позже, обусловленность того или иного темперамента стали объяснять деятельностью центральной нервной системы, ее возбуди­мостью и чувствительностью. В создании и развитии этой теории существенную роль сыграли исследования свойств головного мозга, проведенные в 20—30-е гг. великим физиологом И.П. Павловым, который со­здал учение о типах высшей нервной деятельности, определяющих типы и свойства темпераментов. И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвер­дил ведущую роль в динамических процессах центральной нервной сис­темы - «единственной из всех систем организма, обладающей способ­ностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияни­ям»[1]. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нерв­ной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю дея­тельность каждого индивидуума[2]. Он выделил три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. ...

Память.
ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, ...

Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru