Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии

Материалы » Формирование личности » Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии

Страница 1

Проблема личности, взаимоотношений личности и об­щества принадлежит к наиболее интересным и важным те­мам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но так­же и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Изучение, в частности, истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса:

1) что представляет собой общество (что делает общество устойчивым целым; как возможен социальный порядок)?

2) каков характер отношений между обществом как упо­рядоченной структурой, с одной стороны, и действующими в ней индивидами — с другой?[29] А индивид, как мы уже отметили, рас­сматривается как отправной момент для формирования личности от ис­ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Из этого следует, что проблема личности являлась и является по сей день является актуальной проблемой.

Далее мы будем рассматривать некоторые ас­пекты формирования и развития личности и постараем­ся охарактеризовать специфику процесса развития личности в условиях современной России.

Прежде всего отметим, что личность как объект общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязан­ных процессов - социализации и идентификации. Под социализацией при­нято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, соци­альных норм и ценностей, необходимых для его успешного функциониро­вания в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы при­общения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участвовать в со­циальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окру­жение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, шко­ле, средства массовой информации и т.д.[30] Именно в процессе социали­зации происходит формирование личности.

Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основа­тель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания”

врожденных свойств человека, в ре­зультате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную мо­дель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родитель­ского поведения, социальных установок и ценностей как своих собствен­ных.

На этапе детства число агентов социализации постоянно растет. существенно меняется программа и содержание их деятельности в сто­рону усложнения.

На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приоб­ретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть парал­лельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личнос­ти, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обсто­ятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономи­ческая. социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

Главное на данной стадии социализации - приобретение и осво­ение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тог­да может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потреб­ность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее вре­мя Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у ин­дивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устрой­ства.

Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, по ...

Младенчество
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося ...

Особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня р ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru