Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Страница 5

Роль литературы велика. Нередко можно наблюдать, как, прочитав впервые книгу об ученом, подросток начинает проявлять больше интереса к учебе. И часто книги о жизни выдающихся деятелей науки и техники, рассказывающие о их любви к знаниям, стремлении к творчеству, вносят «внезапную перемену» в отношение к учебе, перестраивают жизнь школьника.

Но не только интерес к знаниям пробуждает и развивает такая литература. Она выполняет и могучую воспитательную роль, способствуя формированию у учащихся новых черт характера, выработке сильной воли, внутренней собранности.

Понятно поэтому, какую неоценимую помощь развитию ученика мог бы оказать учитель химии или физики рассказав, например, о жизни и научных подвигах Поля Ланжевена, Фредерика и Ирен Жолиэ-Кюри, химика и знаменитого композитора А. И. Бородина, генерала инженерных войск и композитора Ц. Кюи, Д. И. Менделеева и академика Н. Д. Зелинского и других ученых [23, c. 43-45].

В наши дни нельзя назвать ни одной области знаний, ни одного раздела учебного предмета, по которым учитель не мог бы подобрать дополнительной литературы.

Чем больше ученик читает сам, работает с книгой, пишет рецензии и аннотации, а затем выполняет по заданию учителя все более сложные письменные работы, тем устойчивее становятся его учебные интересы, тем глубже его любовь к предмету, тем больше условий для возникновения интереса к знаниям у тех, кто до этого учился без увлечения.

Лучшие учителя уделяют значительное внимание пробуждению у учащихся стремления к самостоятельному чтению дополнительной литературы по отдельным проблемам, и вопроса.

Учитель, много и плодотворно работающий над расширением кругозора, развитием индивидуальных интересов и склонностей юношей и девушек старших классов, может дать точные рекомендации книг для чтения учащимся. Изучая своих питомцев в процессе выполнения творческих заданий, учитель очень хорошо знает, каким предметом увлекается каждый ученик, какую отрасль знаний он хочет избрать для дальнейшего изучения после окончания школы. С этой целью можно предложить учащимся написать свою читательскую автобиографию и рассказать в ней о том, когда и при каких обстоятельствах каждый приступил к самостоятельному чтению, кто впервые привил интерес к книгам, кого из писателей и почему особенно ценит, какое место и время отводится чтению в учебные и выходные дни, как используется чтение художественной литературы при подготовке к урокам истории и географии, что читал ученик из иностранной литературы, с какими научно-популярными монографиями знаком, какие значительные поступки совершил под непосредственным влиянием чтения, какие книги помогли избрать предполагаемый жизненный путь после школы, где берет книги и в каких библиотеках записан, есть ли книги дома и каковы ближайшие планы чтения.

После такого всестороннего знакомства с учениками учитель подбирает для каждого из них список такой литературы, которая могла бы и углубить интерес к той или иной отрасли знания, к любимому предмету или же просто любимому занятию и в то же время научила бы ценить художественное слово, привила вкус к поэзии [25, c. 81-83].

Итак, рекомендация учителем книг для чтения — серьезный этап в пробуждении и развитии интереса, в выработке привычки к серьезному умственному труду. И хотя чтение научно-популярной литературы значительно способствует умственному развитию учащихся, все же нельзя ограничивать чтение только этим видом литературы. Надо всемерно поощрять уже в VII —VIII классах стремление к самостоятельному чтению научной литературы, журнальных статей, отдельных книг-исследований выдающихся ученых, знакомящих с дискуссиями, которые ведутся между различными школами и направлениями в науке.

В связи с этим полезно напомнить о проведении читательских конференций по таким книгам. Часто у нас обсуждаются в школе только произведения художественной литературы. А ведь книги о научных открытиях, деятелях науки, написанные О. Писаржевским, М. Поповским, В. Келером, читаются многими подростками с захватывающим интересом. Продуманные читательские конференции по этим книгам дали бы очень многое [26, c. 171-172].

Следует отметить, что среди таких учеников могут оказаться не только подростки, получающие «4» и «5» по всем предметам, но и троечники и даже имеющие неудовлетворительные оценки по ряду дисциплин. Но всех их объединяет «одна, но пламенная страсть» — глубокий интерес, перешедший в увлеченность учебными предметами, отдельной областью знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Сущность и содержание исследования личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой ...

Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире. Диск ...

Типология характера К. Юнга
Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru