Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Страница 3

Нельзя отрицать необходимости элементарных форм самостоятельной работы на уроке. Но очень важно помнить, что не всякая самостоятельная работа может обеспечить воспитание и развитие интереса.

Иногда это забывают: самостоятельность мысли школьника и тем более его творческую самостоятельность понимают односторонне — только как следствие любой работы, которую ученик выполняет сам или при минимальной помощи учителя [5, c. 281-283].

Всемерное поощрение творческой индивидуальности ребенка не исчерпывается только признанием за каждым учеником права идти своим собственным путем в овладении знаниями. Необходимо постоянное поощрение учителем этого пути, учет темпов продвижения и уровня общего развития каждого ребенка, создание наилучших условий для его всестороннего развития и формирования интересов. Именно поэтому важно постоянно учитывать при оценке работы учителя по воспитанию интереса к знаниям на этом этапе урока следующее: как лучше оценить педагогическое влияние школы, каждого отдельного учителя на пробуждение научной любознательности и формирование глубокого интереса к знаниям?

Важным источником изучения системы работы учителя по развитию и воспитанию интереса к знаниям, творческой познавательной активности может стать прежде всего анализ заданий, которые на протяжении четверти, а тем более года предлагались ученикам для учебной работы в классе, в часы самоподготовки и т. д. Этот анализ можно с определенной точностью произвести на основе дневниковых записей учителя, тетрадей учащихся, путем наблюдения за действиями воспитанников на уроках, в различных мастерских и т. д.

Перелистывая классные журналы, можно часто обнаружить такие записи: «Выучить параграф; решить задачу; составить рассказ по картинке; пересказать наизусть; придумать предложения; доказать теорему; выписать из учебника ответы на вопросы; начертить график; повторить такую-то тему .» Что-то припомнить, что-то выучить, что-то выписать, начертить, срисовать, раскрасить, оформить, скопировать .

Бесспорно, все это нужно, но в какой степени? Ведь творческая самостоятельность никогда не сможет развиться путем простого воспроизведения готовых моделей. Увлечение рождается в раздумьях, спорах, поисках источников для выполнения такого задания, которое будит мысль, приводит в движение все внутренние импульсы души [13, c. 90-83].

Следует увеличить удельный вес действительно творческой самостоятельной работы, под которой мы понимаем работу над проблемно-познавательными заданиями, решение системы творческих задач, подготовку докладов и сочинений по всем учебным предметам, выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, проведения опытов, экспериментов, наблюдений, сравнения и сопоставления различных фактов, — словом, все то, что способно пробудить воображение, фантазию, мечту, воспитать критичность ума и широту кругозора.

Чаще всего в школах даются задания, требующие воспроизведения, работы памяти. Бесспорно, это очень важно. Но если выбор тем сочинений, докладов, сообщений, называющихся лишь на словах творческими, на деле подчиняется все той же общей идее, рассчитанной лишь на проверку усвоения уже известного, то тогда нет условий, для формирования глубокого и разностороннего учебного интереса.

Не раз было доказано, какое исключительное значение в воспитании глубокого интереса к предмету имеет сознательно подготовленное психическое состояние ученика — душевный подъем, радость открытия, уверенность в своих силах для выполнения трудной, но увлекательной работы. Можно ли обеспечить все это только списыванием текстов, повторением мыслей учителя или авторов учебника, ежедневным монотонным пережевыванием азбучных истин? Конечно, нет, однообразные задания отупляют мысль [19, c. 103-105].

Расширяют возможности самостоятельной творческой работы задания по интересам на летний период. Каждый учитель (а еще лучше преподаватели родственных дисциплин) разрабатывает систему более сложных заданий на лето, которые можно предложить учащимся на выбор в соответствии с их возможностями и склонностями. Вряд ли нужно, чтобы каждый получал определенные задания. Быть может, по одному-двум предметам это и желательно, но по всем учебным дисциплинам пусть возьмут эти задания только самые увлеченные. Со временем их будет больше. Пугать за невыполнение заданий двойками, конечно, нельзя. Пусть дух соревнования и общественное мнение класса вызовут желание совершенствования у всех.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер ...

Основное внутреннее направление связано с эмоциями.
Основное внутреннее направление деструктивного характера связано с отрицательными эмоциями: страхом, гневом, стыдом, виной, обидой, часто неосознаваемыми. Варианты здесь могут быть самые разные, но неизменным остается один факт: вытесненн ...

Понятие и значение конфликта
В литературе, в средствах массовой информации, на бытовом уровне можно встретить большое множество определений понятия конфликта. В среде специалистов, занимающихся изучением конфликтов, по-прежнему нет единой точки зрения относительно то ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru