Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Страница 2

Одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю любого предмета целенаправленно и систематически влиять на интересы детей, является самостоятельная работа учеников. Как известно, в психолого-педагогической и методической литературе, несмотря на различие точек зрения на самый термин «самостоятельная работа», большинство исследователей не исключает участия учителей в подготовке и проведении самостоятельной работы.

Известные ученые: М. А. Данилов, Б. П.Есипов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, Р. Г. Лемберг, С. В. Иванов, Н; Г. Дайри, И. Я. Лернер и другие— внесли существенный вклад в теорию и практику научной организации и проведения самостоятельной работы, .позволяющий наметить основные этапы развития и воспитания познавательных интересов [24, c. 65].

Такими этапами при проведении самой работы на уроке можно считать следующие:

1. Подготовительный, на котором учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее более успешного выполнения, предлагает каждому в случае необходимости обращаться к нему за консультацией, а также - пользоваться дополнительной научно-популярной и различной справочной литературой. Разумеется, этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил особое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интереса:

а) помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной творческой работы;

б) постоянное побуждение к этому овладению,

в) создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера.

2. Сам процесс самостоятельной работы ученика на уроке. Учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера (по образцам) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, словарями, и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения, фантазии, основанной на знании смежных предметов, и глубокого овладения системой научных знаний.

3. Итогово-обобщающий, предусматривающий включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.

4. Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования [28, c. 271-273].

Заинтересованность ученика какой-то работой, темой урока, как и внимание школьника к вопросам учителя, его заданиям и объяснению, только создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности в процессе обучения, но не формирует и не развивает ее. Таким фактором, оказывающим решающее воздействие на формирование учебных интересов школьника, является его личная творческая, познавательная активность, самостоятельность и пытливость мысли, потребность в самовоспитании и самообразовании.

Однако, пробудив творческую активность учащихся на первом, подготовительном этапе, учитель не обязательно еще вызывает в дальнейшем процесс познавательной деятельности, обеспечивающий развитие любознательности и формирование разносторонних интересов. Для их возникновения необходимо, наряду с умело отобранным учителем содержанием учебного материала, учесть предшествующую учебную подготовку ученика и темпы его продвижения в учении. Очень важна также помощь каждому ученику в овладении навыками и умениями творческой умственной работы.

Для оказания систематического воздействия на воспитание и развитие общего и специального учебного интереса нужна разработка системы классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное и длительное выполнение [7, c. 88-90].

Систематическое выполнение учениками заданий повышенной трудности, хотя бы по некоторым разделам каждого учебного предмета (например, личные наблюдения за состоянием погоды, составление небольшой программы самообразования, подготовка сообщений, докладов с помощью дополнительной научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий и т. д.), позволит учителю полнее и глубже изучить проявление индивидуальных особенностей подростков в процессе обучения, проникнуть в мир их познавательных процессов, психических свойств и состояний. В процессе этой работы и происходит овладение все более сложными умениями и навыками, приводящими к росту и развитию как познавательной активности ученика, так и его учебных интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Психотравмирующие последствия
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их де­тей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрица­тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряетс ...

Политика и конфликты
В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от друга, а так или иначе взаимосвязаны. Система государства оп ...

Ролевая концепция личности
Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об­ласти социологии личности, Одной из известнейших социологических теорий личности явля­ется ролевая концепция, возн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru