Методы воспитания

Материалы » Технология воспитания » Методы воспитания

Страница 1

Под методами воспитания

понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.

Средства воспитания

– все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.

Приемы воспитания

– частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.

К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.

К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, требование, принуждение.

Есть группа методов стимулирования должного поведения: соперничество, состязание, поддержка, показ перспектив, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию и др.

Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное – личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.

Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:

- отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,

- активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,

- размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакции,

- не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.

Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:

- по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,

- по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,

- по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективная работа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,

- по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,

- по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка, исправительные и др.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Программы, направленные на выявление Я-концепции
Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я» Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии «Открой себя», структура которой представлена в лестнице социальной зрелости (рис. 3). Для реб ...

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования в какой-либо профессиональной учебной и трудовой деятельности могут б ...

Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания характеризуются полной или частичной потерей ориентации во времени и пространстве, высокоизбирательной концентрацией внимания (иногда — его сужением или расширением), яркими фантастическими образами, необычны ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru