Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Страница 5

Работая над проблемой восприятия человека человеком, А.А.Бодалев дал свою трактовку тенденций, отражающих специфику данного процесса [4, с.134-147]:

1. Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, наблюдатель выделяет, прежде всего, рост, глаза, волосы, мимику, нос, особенности телосложения человека. Это объясняется тем, что данные признаки, по мнению субъекта познания, наиболее значимые элементы облика человека.

2. Устойчивый характер имеет тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни элементы и почти совсем не фиксировать другие.

3. Для восприятия других людей существенной особенностью является степень различения и осознания индивидом особенностей их выразительного поведения, т. е. имеет место неодинаковость восприятия одного и того же человека разными людьми.

Анализ выше изложенного дает возможность увидеть, что «красной нитью» через все эти тенденции просматривается одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания – обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке. Отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему знаний о человеке и обществе, которая у них к этому времени сложилась. А т. к. она у каждого из них индивидуальна, то и характер осмысливания разными людьми одного и того же человека будет различным.

Итак, опираясь на положение современной науки, автором дипломной работы изложена сущность процесса восприятия человека человеком, отображены основные тенденции развития, раскрыты особенности и механизмы восприятия, его роль в процессе взаимодействия людей.

Анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность еще раз убедиться в том, что процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого, причем преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. В противном случае неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств и детей и тем самым способствует развитию «социальной тупости».

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие материалы:

Сущность психотерапевтического процесса
В начале работы очень важно использовать технику «сведения проблемы к внутриличностной». Люди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам. Зачастую говорят «мы», «наше» вместо «я», «м ...

Дошкольный возраст
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и о ...

Разрешение конфликтов
Далеко не всегда удается победить конфликт его в зачаточном состоянии. Поэтому каждому человеку необходимо овладеть методами работы с конфликтом. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций. В любом ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru