Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Материалы » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Страница 1

Психология отцовства имеет свой мифологический ракурс. В прошлом отцовство часто трактовали как вертикаль власти, на вершине которой стоит Небесный Отец, а каждая вышестоящая власть выступает как символический отец нижестоящей, которую она порождает, содержит, контролирует, дисциплинирует и наставляет на путь истинный [17].

В мифологическом сознании отец – это прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Такие представления закреплены в образах массового сознания, но время и идущая за ним современность вносят в этот традиционный образ отца свои изменения. Однако в зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей:

а) персонификация власти,

б) кормилец,

в) высший дисциплинатор,

г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности.

Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности, и на них было основано мужское самоуважение. Физическое же отсутствие отца в семье являлось не только следствием его внесемейных обязанностей, но и средством создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти (Кон И.С., 1988). Отстранение от ребенка гарантировало отцу непоколебимый авторитет воина, добытчика, "настоящего мужчины". Дистанция, которая строго соблюдалась и отцами, и детьми, защищала мужчин от "непозволительного" проявления слабых, присущих лишь женщинам, чувств и эмоций. Общение с детьми сводилось к наставничеству и дисциплинированию зачастую с применением грубой физической силы. Так средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. Однако в XVII и XVIII веках резко увеличивается число поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитывать детей (Кон И.С., 1988).

В современной семье вышеупомянутые традиционные особенности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта [6]. Отец уже имеет меньше власти и больше обязанностей.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В современных же условиях положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Отец уже не имеет той абсолютной власти над женой и детьми, он вынужден считаться с конкурентоспособной женой, которая в добавок стремится полностью реализовать себя в воспитании детей, не оставляя мужчине места. В настоящее время женщина в семье стремится быть более авторитарной, властной, контролирующей.

Получается, что по мере того как "невидимый родитель", как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Отцовский авторитет все чаще поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением.

Таким образом, можно сказать, что если патриархальное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным для отца кажется, по мнению И.С. Кона, авторитетный стиль (Кон И.С., 1988). И объяснить это нужно тем, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приводит к разрыву отношений с ним. Родитель теряет свой авторитет, если начинает полагаться только на запреты, давление и приказ. Однако остается важной фигурой в жизни ребенка, если остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении (Гиппенрейтер Ю.Б., 2007).

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Адаптационная теория эмоций Плутчика
Плутчик определял эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделял эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразу ...

Развитие мотивов учения.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. На первом пути главна ...

Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли.
Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих тео ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru