Психиатрические (клинические) классификации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или «акцентуированных» черт, определяющих особый душевный склад личности.[3]
Акцентуация – это значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействием определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Данное понятие введено немецким психиатром К. Леонгардом.
Согласно К. Леонгарду, в структуре личности выделяются основные и дополнительные черты. Основных черт значительно меньше. Они составляют стержень или ядро личности, определяя направленность ее развития, возможности адаптации, ресурсы и ограничения психического здоровья. Заострение, акцентирование этих основных черт вследствие особых условий воспитания и обстоятельств жизни и приводит к формированию акцентуаций.
В составленную им классификацию акцентуаций вошли следующие основные разновидности.
1. Гипертимная акцентуация. Для этого типа характерны: постоянно приподнятое настроение, чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики и пантомимики, стремление к лидерству, склонность к риску и авантюрам, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Акцентуированная личность данного типа привлекательна своей энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью и оптимизмом. Вместе с тем такие люди нередко переходят грань дозволенного и становятся источником конфликта из-за пренебрежения собственными служебными и семейными обязанностями, подрыва дисциплины, недостаточно чуткого отношения к партнерам по общению, легкомыслия и раздражительности. Поверхностность в общении, тенденция постоянно отклоняться от ключевой темы разговора, не выполнять взятые на себя обязательства и не доводить начатое до конца значительно снижают социальную эффективность их действий. Носители гипертимной акцентуации трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.
2. Дистимная акцентуация. Наблюдается преобладание пониженного настроения, пессимизм, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, медлительность, пассивность. Представители этого типа обычно тяготятся обществом, избегают конфликтов с окружающими и ведут уединенный, замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех людей, которые демонстрируют дружелюбное отношение к ним. Склонны подчинятся. К привлекательным и конструктивным чертам носителей дистимной акцентуации относятся серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.
3. Циклоидная акцентуация. Отличительная черта – чередование фаз позитивного и негативного настроения с различным периодом. Такая цикличность сказывается на характере общения и деятельности: в моменты повышенного настроения носители этой акцентуации общительны и деятельны, а в периоды подавленного состояния – замкнуты и пассивны. Иными словами, на подъеме они проявляют характеристики гипертимной акцентуации, а на спаде ведут себя как лица с дистимной.
4. Возбудимая акцентуация. Этому типу присущи низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций, которые стремительно сменяются вспыльчивостью, раздражительностью, потерей контроля над своими эмоциональными проявлениями. В спокойном состоянии представители возбудимого типа обычно демонстрируют добросовестность, аккуратность, любят детей и животных. Однако, приходя в состояние эмоционального возбуждения, они теряют самоконтроль, становятся агрессивны и выступают активной, провоцирующей стороной в конфликтах. В силу таких качеств возбудимые акцентуанты неуживчивы в коллективе; в семейной жизни они властны и нередко грубо подавляют своих домочадцев. Наряду с угрюмостью, «занудливостью», склонностью к хамству и нецензурной брани такие субъекты, маскируя указанные черты, в определенных ситуациях способны проявлять услужливость и льстивость.
Другие материалы:
Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях
физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:
– слабое физическое развит ...
Адаптационная теория эмоций Плутчика
Плутчик определял эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделял эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразу ...
Физиология
Сотни тысяч лет эволюция совершенствовала организмы мужчины и женщины, их тела и мозг. Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку перед ними стояли разные задачи. Мужчина охотился – женщина собирала. Мужчина защищал – женщин ...