Понятие о человеке

Материалы » Феномен личности в психологии. Теория личности » Понятие о человеке

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек.Человек

– это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек, существо общественное, и это самый существенный признак. Человек – носитель сознания, которое является общественным продуктом.

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность – категория общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т.д.

Личность

- деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль

– это социальная функция личности; например, роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы – управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.

Позиция личности

– это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д. Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанные отношения

– это мимолетное чувство симпатии или антипатии. Глубокоосознанное

– это принципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности. Материалистическая философия и психология рассматривают личность как социальную сущность. Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами, которые при определении личности и ее структуры равное место отводят и социальному и биологическому. К. Маркс писал, что сущность личности «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Личность – сознательный индивид. Нельзя понять общественной роли личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности, способностей и характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации, например типа нервной деятельности.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающую.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Житейской практике и в науке наряду со словом «индивидуальность» используют и слово «индивид». Под индивидом

следует понимать данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых

отношений. Личность находится также в сфере политических, идеологических

отношений. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группыв которую личность входит. В процессе общения люди влияют дуг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений». Продолжая эту мысль в « Немецкой идеологии», К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором и духовного, нравственно-психологического развития.

Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т.е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведением перед обществом. Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами.


Другие материалы:

Сновидения
Сновидения издавна поражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались как «врата в иной мир»; считалось, что через сновидения может происходить контакт с другими мирами. Издавна люди пытались вызывать сновидения с помощью оп ...

Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. ...

Рефлекторная теория свойств памяти
С мышление неразрывно связана память. Изучение памяти долгое время принадлежало, главным образом, психологии. Вначале- эмпирически, а затем и путем эксперимента психологи установили ряд общих понятий, которыми теперь широко пользуются в о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru