В данном исследовании подвергаются анализу и условия, которые в определенной степени влияют на характер восприятия человека человеком и требуют учета в работе с младшими школьниками.
Первое условие, влияющее на характер восприятия другого – это состояние эмоционального возбуждения.
Изучением влияния данного состояния на восприятие человека человеком занимался Я.Рейковски [4]. В результате его исследований была выявлена тенденция, которая выражается в более низкой оценке в этом состоянии привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого лица как менее дружески расположенного, а его настроения – как более худшего.
Второе условие – влияние отношения к воспринимаемому.
В.Виттрайх считает, что чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывает сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые бояться, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен.
Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных чувств. Отмечая эту особенность, А.Н.Радищев указывал, что люди в процессе взаимодействия сопереживают друг другу, вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: «Человек сопечатлится человеку, равно он ему и совеселится» [21, с.309].
Третье условие. Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он больше всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим требованиям:
а) быть таким, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.
б) эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.
в) соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, т. к. в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.
И четвертое условие, влияющее на характер восприятия человека человеком, заключается в том, что наблюдения за человеком с целью его оценки должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.
Если возможно, то нужно воспользоваться суждениями других людей о воспринимаемом человеке, т. к. мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, а значит, можем правильно воспринимать и оценить в человеке только отдельные черты.
«Трудно придумать более дьявольское наказание, - писал У.Джемс, - как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами…»
В этом высказывании схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно воспринимают и оценивают люди.
Другие материалы:
Характеристика психологических типов личности.
Психотип личности
является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфи ...
Диагностические методы
К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выя ...
Формирование личности подростка в семье
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания ...