Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Страница 3

В данном исследовании подвергаются анализу и условия, которые в определенной степени влияют на характер восприятия человека человеком и требуют учета в работе с младшими школьниками.

Первое условие, влияющее на характер восприятия другого – это состояние эмоционального возбуждения.

Изучением влияния данного состояния на восприятие человека человеком занимался Я.Рейковски [4]. В результате его исследований была выявлена тенденция, которая выражается в более низкой оценке в этом состоянии привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого лица как менее дружески расположенного, а его настроения – как более худшего.

Второе условие – влияние отношения к воспринимаемому.

В.Виттрайх считает, что чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывает сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые бояться, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен.

Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных чувств. Отмечая эту особенность, А.Н.Радищев указывал, что люди в процессе взаимодействия сопереживают друг другу, вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: «Человек сопечатлится человеку, равно он ему и совеселится» [21, с.309].

Третье условие. Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он больше всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим требованиям:

а) быть таким, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

б) эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

в) соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, т. к. в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

И четвертое условие, влияющее на характер восприятия человека человеком, заключается в том, что наблюдения за человеком с целью его оценки должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.

Если возможно, то нужно воспользоваться суждениями других людей о воспринимаемом человеке, т. к. мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, а значит, можем правильно воспринимать и оценить в человеке только отдельные черты.

«Трудно придумать более дьявольское наказание, - писал У.Джемс, - как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами…»

В этом высказывании схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно воспринимают и оценивают люди.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы
Карл Густав Юнг развил сложную и одновременно чарующую теорию психологии и психотерапии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих проявлений. Созданная им аналитическая психология включает исследования христианства, псих ...

Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания (количества фраз) ...

История развития изучения времени и временной перспективы личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого р ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru