Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов

Материалы » Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности » Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов

Страница 1

В происхождении типа темперамента главную роль, по-видимому, играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнить свойства темперамента у одинаковы (гомозитных) близнецов, у которых наследственные физиологические свойства одинаковые, и у двухяйцевых (гетерозитных) близнецов, у которых эти свойства не вполне одинаковы, обнаруживается, что степень сходства в свойствах темперамента у гомозитных близнецов настолько больше, чем у гомозитных, что вероятность наследственного происхождения темперамента равна 85%. То же самое подтверждается, если сравнить темперамент гомозитных близнецов, взятых на воспитание в разные семьи. Несмотря на то, что условия воспитания у таких близнецов различны, по свойствам темперамента различие между ними на протяжении многих лет очень незначительны.

Хотя тип темперамента в целом, по-видимому, зависит от наследственности, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания. Такие изменения часто наблюдаются в раннем детстве вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий, и в подростковом возрасте в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Наблюдаются они и в результате длительного влияния определенных условий воспитания.

Прижизненное изменение отдельных свойств темперамента в целом. Если отдельные свойства темперамента изменились таким образом, что количественное отношение между ними осталось тем же (подобно тому как величина дроби не изменяется при умножении числителя и знаменателя на одно и тоже число), то тип темперамента в целом остается тем же. Таким образом, изменения остальных свойств темперамента в зависимости от условий жизни и воспитания не противоречат наследственному происхождению типа темперамента в целом.

От изменений отдельных свойств темперамента в зависимости от условий и воспитания следует различать созревание типа темперамента. Тип темперамента возникает не весь сразу, со всеми характерными для него свойствами с момента рождения или в определенном возрасте. Общие закономерности созревания нервной системы накладывает отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, характерная возрастная особенность нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте – слабость нервного процесса и их неуравновешенность. Поэтому те свойства темперамента, которые зависят от силы нервной системы, не проявляются в достаточной степени благодаря возрастным особенностям. Такие свойства темперамента, как раздражительность, наклонность к страху или гневу, вялость, установленные у наблюдаемых в младшем школьном возрасте, не найдены и подавляются большинством их них в дошкольном возрасте.

Основные свойства определенного темперамента проявляются не все сразу, а постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс мы и называем созреванием темперамента.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой устойчивостью не могут работать, во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Теория деятельности
Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности. Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исс ...

Активное наступление сна или лишение бодрствования
Уже в самых ранних исследованиях механизмов сна четко намечаются две основные точки зрения на эту проблему. Первая — сон возникает в результате активного процесса, возбуждения определенных структур («центров сна»), которое вызывает общее ...

Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru