Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов

Материалы » Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности » Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов

Страница 1

В происхождении типа темперамента главную роль, по-видимому, играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнить свойства темперамента у одинаковы (гомозитных) близнецов, у которых наследственные физиологические свойства одинаковые, и у двухяйцевых (гетерозитных) близнецов, у которых эти свойства не вполне одинаковы, обнаруживается, что степень сходства в свойствах темперамента у гомозитных близнецов настолько больше, чем у гомозитных, что вероятность наследственного происхождения темперамента равна 85%. То же самое подтверждается, если сравнить темперамент гомозитных близнецов, взятых на воспитание в разные семьи. Несмотря на то, что условия воспитания у таких близнецов различны, по свойствам темперамента различие между ними на протяжении многих лет очень незначительны.

Хотя тип темперамента в целом, по-видимому, зависит от наследственности, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания. Такие изменения часто наблюдаются в раннем детстве вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий, и в подростковом возрасте в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Наблюдаются они и в результате длительного влияния определенных условий воспитания.

Прижизненное изменение отдельных свойств темперамента в целом. Если отдельные свойства темперамента изменились таким образом, что количественное отношение между ними осталось тем же (подобно тому как величина дроби не изменяется при умножении числителя и знаменателя на одно и тоже число), то тип темперамента в целом остается тем же. Таким образом, изменения остальных свойств темперамента в зависимости от условий жизни и воспитания не противоречат наследственному происхождению типа темперамента в целом.

От изменений отдельных свойств темперамента в зависимости от условий и воспитания следует различать созревание типа темперамента. Тип темперамента возникает не весь сразу, со всеми характерными для него свойствами с момента рождения или в определенном возрасте. Общие закономерности созревания нервной системы накладывает отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, характерная возрастная особенность нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте – слабость нервного процесса и их неуравновешенность. Поэтому те свойства темперамента, которые зависят от силы нервной системы, не проявляются в достаточной степени благодаря возрастным особенностям. Такие свойства темперамента, как раздражительность, наклонность к страху или гневу, вялость, установленные у наблюдаемых в младшем школьном возрасте, не найдены и подавляются большинством их них в дошкольном возрасте.

Основные свойства определенного темперамента проявляются не все сразу, а постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс мы и называем созреванием темперамента.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой устойчивостью не могут работать, во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкрет ...

Привлекательные движения
О значении и важности привлекательных движений много говорить не надо, достаточно посмотреть на окружающий нас животный мир. Наши меньшие братья, лишенные дара речи, позами, движениями, танцами могут передать предполагаемому брачному парт ...

Факторы эффективности психологической коррекции
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: · разрешения реальных трудностей развития; · постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru