Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Страница 4

Однако, как показывает анализ педагогической и психологической литературы, существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей [17, с.493-499]. Основные из них:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека.

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Стремление делать преждевременное заключение о личности оценивающего человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанное суждение о человеке не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

6. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.

В процессе организации преднамеренного наблюдения следует учитывать следующие заблуждения, выделенные Р.С.Немовым [17, с.493-499]:

а) Ошибочным является представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Нельзя на основе внешнего облика судить о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраиваться на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.

б) Эффект первичности.

Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.

в) Эффект новизны.

Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.

Поскольку восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и в труде, то, по мнению автора работы, следует обратиться к основным тенденциям развития восприятия, сформированным Т.А.Репиной [24, с.13-15]. Они проявляются в следующем:

1. С возрастом при воссоздании облика воспринимающего человека все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик.

2. С возрастом при воссоздании облика все более часто включаются в портрет другого человека описания черт его экспрессии как существенных признаков внешности.

3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека.

Таким образом, данные тенденции дают возможность говорить, что восприятие – это не нечто статичное, а постоянно усложняющееся и развивающееся явление.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Виды выхода из конфликта
Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях. Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При эт ...

Психологические принципы эффективного управления
На сегодняшний день существует несколько вариантов эффективного управления. Постараемся рассмотреть каждый из них: 1. Концепция использования трудовых ресурсов; 2. Технология управления человеческими ресурсами; 3. Гуманистический подхо ...

Функции эмоций. Победительная функция эмоций
Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его ос ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru