Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Страница 4

Однако, как показывает анализ педагогической и психологической литературы, существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей [17, с.493-499]. Основные из них:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека.

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Стремление делать преждевременное заключение о личности оценивающего человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанное суждение о человеке не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

6. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.

В процессе организации преднамеренного наблюдения следует учитывать следующие заблуждения, выделенные Р.С.Немовым [17, с.493-499]:

а) Ошибочным является представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Нельзя на основе внешнего облика судить о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраиваться на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.

б) Эффект первичности.

Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.

в) Эффект новизны.

Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.

Поскольку восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и в труде, то, по мнению автора работы, следует обратиться к основным тенденциям развития восприятия, сформированным Т.А.Репиной [24, с.13-15]. Они проявляются в следующем:

1. С возрастом при воссоздании облика воспринимающего человека все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик.

2. С возрастом при воссоздании облика все более часто включаются в портрет другого человека описания черт его экспрессии как существенных признаков внешности.

3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека.

Таким образом, данные тенденции дают возможность говорить, что восприятие – это не нечто статичное, а постоянно усложняющееся и развивающееся явление.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Тест восьми влечений Сонди и его модификация
Методика, разработанная в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Л. Сонди (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемам ...

Теория влияния внешнего облика и речевого поведения работника сервиса
Итак, рассмотрим влияние внешнего облика и речи специалиста сферы сервиса (суть продавца) на покупательские мотивы потребителя. Первое впечатление во многом зависит от внешнего вида продавца. Организаторы торговли учитывают это и старают ...

Диспозициональная теория личности
Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое. Главным источником развития личности, согласно этому ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru