Роль «Я-концепции» в формировании имиджа человека

Материалы » Формирование имиджа и влияние массовой коммуникации на сознание » Роль «Я-концепции» в формировании имиджа человека

Страница 1

В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлекателен для окружающих. Строить свой имидж можно в течение многих лет, находя удачные решения, медленно продвигаясь к осознанию деталей индивидуальности. Когда рождается четкая картина самопрезентации, то появляется легкость и уверенность, осознание собственной силы. Чтобы достичь гармонии с окружающим миром, нужно достичь гармонии с собой, со своим Я. Умение быть обаятельным – это в каком-то смысле мужество, так как требуется постоянная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект, познаваемый субъективным оценивающим сознанием.

Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи, самооценка, притязания.

Я-концепция

– это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения и формирование имиджа.

Самооценка (англ. self—esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “.

«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния; это этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение не только к миру, но и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц.

В отечественной литературе выделяют три подхода к формированию имиджа:

функциональный, включает в себя зеркальный, т.е. имидж свойственный нашему представлению о себе. Текущий, характерен для взгляда со стороны. Желаемый, то к чему стремимся, корпоративный - имидж организации в целом (репутация организации, степень ее стабильности).

контекстный – подразумевает нахождение типов в разных контекстах реализации.

сопоставительный – сравнение близких имиджей с политической, экономической и социальной точки зрения.

В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:

принцип повторения – базируется на основах человеческой памяти.

принцип непрерывного усиления воздействия – обосновывается процесс эмоционального обращения (это только для вас!).

принцип «двойного вызова» - сила влияния на сознание и подсознание.

В работе над персональным имиджем реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Особую роль играет значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья . – и это определенным образом действует на нас». (Цитата по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии).

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Теория личности А. Маслоу
А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хо ...

Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. [24] Научиться понимать состояние души ребен ...

Семейные традиции
Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радо ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru