Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. [38] В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. [41] Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям. Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.[35]
Культура как система искусственных средств отличает человека от животных. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917). «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». [5] Вплотную этим вопросом занимались Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций»). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту» (на преемственность, на генезис и так далее). Вот некоторые из определений: «Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт).
«Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).
«Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). [23]
Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей). [7, 8,27, 28, 29]
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей. [29]
Другие материалы:
Типологии, основанные на клиническом материале
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними.
Юнг выделил дв ...
Искусство руководящих тренеров тренинговых групп
Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе ...
Выводы
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что ...