Формирование внимания

Материалы » Формирование внимания

Страница 1

Внимание необходимо человеку для контроля за своими действиями, за тем, не отклоняются ли они от существующего у него образа этих действий, а если отклоняются, то как именно. Но внимание и контроль за действиями – это не одно и то же. Внимание – это внутренний, автоматизированный контроль, который некогда был внешним.

Процесс поэтапного формирования умственных действий начинается с этапа внешних, развернутых и осознанных действий. Затем, когда эти действия стереотипно повторяются, некоторые их звенья пропадают из сознания. В конце концов, действие становится полностью свернутым, автоматизированным. Процесс в данном случае не осознаваем, он проходит очень быстро, субъекту доступен только результат. Выполнение любого умственного действия – это его исполнительная часть, но умственное действие включает также и ориентировочную часть, т.е. контроль. Такой контроль сначала следует за действием, потом выполняется одновременно с ним и, наконец, начинает предшествовать действию. На этой стадии контроль становится автоматическим. Когда контроль становится таким свернутым, автоматизированным, он достигает стадии внимания.

Так, из внешнего во внутреннее, формируется внимание у детей, так его надо формировать. Надо предоставить ребенку некую внешнюю, материализованную опору (в описанном далее эксперименте это будет запись на карточке) для контроля своего действия. Затем надо довести это действие контроля до автоматизма.

П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая, исходя из этой гипотезы, проводили эксперименты с формированием внимания у детей. Испытуемыми были дети, ученики 3 отличавшиеся большой невнимательностью в работах по русскому языку. Дети именно этого возраста были выбраны, так как, с одной стороны, на их невнимательность можно было еще легко повлиять, с другой стороны, они легко справлялись с работой по карточке (она будет описана ниже), которая для детей более младшего возраста могла бы быть трудной. Кроме того, в таком возрасте невнимательность часто проявляется в какой-нибудь одной сфере (чаще всего, в письменных работах по русскому языку), а в более поздних возрастах невнимательность носит более широкий характер, происходит перенос и обобщения невнимательности.

Невнимательность отобранных детей подтверждалась их письменными работами в школе и в экспериментальных условиях. Они пропускали и подменяли буквы, пропускали слова, повторяли по два раза слог или слово. Кроме того, некоторые дети делали ошибки на правила.

Сперва им предлагали переписывать тексты, содержащие ошибки (переписывать надо было без ошибок). Экспериментаторы предполагали, что такая деятельность связана с контролем (является его разновидностью). Ошибки были двух видов: по содержанию (например, «С горы взбежал поток проворный») или по написанию (например, «У Кати в тетради хорошие отлетки»). Испытуемые исправляли их, но делали новые. Тогда им дали переписать тексты, не содержащие ошибок и попросили просто внимательно переписать текст. Дети однако опять сделали много ошибок. Также они не справились с такими заданиями, как сличение узора или расположения фигур на шахматной доске.

Анализ их работ показал, что при переписывании они схватывали только общий смысл фразы, не расчленяя предложение, воспринимая его целиком. Это происходило и при восприятии текста, который надо было переписать. Поэтому дети не замечали частных ошибок.

Тогда П.Я. Гальпериным и С.Л. Кабыльницкой была разработана система формирования внимания у этих детей для данной задачи. Для этого надо было:

· выделить отдельные операции контроля для данной деятельности;

· дать ученику некое предписание, «правило»;

· найти материальную форму, на которую он мог бы опираться;

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Межличностный конфликт на внутриличностной основе
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величи ...

Младенчество
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося ...

Характеристика стратегий поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личнос ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru