Понятие аргументации.

Материалы » Теория аргументации » Понятие аргументации.

Страница 6

Правила по отношению к аргументам:

a) Аргументы должны быть истинными суждениями.

Ошибки, связанные с нарушением этого правила, называются "ложный аргумент" или "предвосхищение основания". В случае ошибки "предвосхищение основания" ситуации состоит в том, что аргумент сам нуждается в доказательстве.

b) Доказательство не должно заключать в себе круга.

Ошибка, возникающая в данном случае, называется "круг в доказа­тельстве", что получается, если тезис доказывать с помощью следствия, выведенного из этого тезиса: "масло обладает свойством быть масляным".

c) Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение этого правила может приводить к следующим ошибкам:

§ "не следует, не вытекает" (например, из того факта, что солнце при его восходе сначала освещает вершины гор, а только затем их основания, во­все не следует, что Земля шарообразна, а следует только то, что она круглая; шарообразность же Земли вытекает из другого, а именно из того факта, что в любом месте Земли горизонт имеет геометрическую форму окружности и дальность горизонта везде одинакова);

§ "от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно" (например, способность ядов быть лекарствами в некоторых случаях вовсе не свидетельствует в пользу того положения, что яды лечат всегда);

§ "довод к человеку" (например, истинность доказываемого тезиса относят к личным качествам человека, формулирующего этот тезис);

§ "довод к публике" (вместо логического обоснования тезиса попытки вызвать психологическую симпатию или антипатию к предмету разговора);

§ "аргумент к авторитету" (например, древние греки назвали эту ошибку "сам сказал").

d) Аргументы должны быть допустимыми.

Данное правило означает то, что аргументы не могут быть никак не связанными с тезисом, т. е. не могут быть аргументами "как попало". Эти аргументы "как попало" чаще всего проявляются как:

§ "аргумент к силе" (например, вместо логического отношения применяют внелогические отношения: административное, моральное, экономическое и другие виды давления на личность);

§ "аргумент к выгоде" (например, суждение "Бог существует" является истинным, потому что это полезно обществу);

§ "аргумент к здравому смыслу" (например, в качестве аргумента часто говорят, что "так считают все", "все так делают", "этого требует здравый смысл", что, конечно, не может быть достаточным основанием);

§ "аргумент к верности" (используется для осуществления какой-либо поддержки человеку).

Правила по отношению к демонстрации:

В доказательствах и опровержениях тезиса должны соблюдаться все правила умозаключений.

Подведем итог: для проверки логической состоятельности проводимого доказательства или опровержения необходимо соблюдение следующих требований:

1. Отыскать и отчетливо сформулировать тезис, являющийся центральным элементом в структуре доказательства или опровержения.

2. Отыскать все возможные аргументы, подтверждающие данный тезис.

3. Определить, каким образом можно вывести данный тезис из имеющихся аргументов, т. е. определить демонстрацию (форму доказательства).

Несоблюдение указанных требований обычно приводит к следующим основным ошибкам в логическом доказательстве:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Сенсорные системы, их роль и место в организации поведения человека
Организм как единое целое может существовать только при условии, когда составляющие его органы и ткани функционируют с такой интенсивностью и в таком объеме, которые обеспечивают адекватное уравновешивание со средой обитания. По словам И. ...

Танце-двигательная терапия
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, ...

Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоц ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru