Мать в детско-родительских отношениях

Материалы » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Мать в детско-родительских отношениях

Страница 1

Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.

Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этого взаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, в которые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительские чувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом – стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологически здоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобы сформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиять на его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, если приложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельности или осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Эти идеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место в определении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей берет свое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная "теорией объектных отношений". Суть ее в том, что для психического развития человека решающее значение имеют его отношения с первичным объектом привязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от его отношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечи непомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку. Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной матери Т. М. Афанасьева пишет: "С одной стороны идеальная мать должна все свое внимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызвать восхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообще осуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной от этого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужих бед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома" [Афанасьева Т.М., 1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какой должна быть мать?

На этот вопрос попытался ответить английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел в психоанализ новое понятие "достаточно хорошая мать", сняв с женских плеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была в соответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводя ребенка.

"Достаточно хорошая", в понимании Винникотта, - это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязывают жестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущение ребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы и наилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические и эмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют свои материнские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно со своими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой, раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей, как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д. Винникотт, 2004].

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Сенсорная организация личности
Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование о ...

Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. Ребефинг. Понятие «родовой травмы» и ее причины
Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре ...

Субъективные критерии и успешность карьеры
Афанасенко И.В. связывает успешность профессиональной карьеры с успешностью профессиональной Я-концепции, которую он представляет как специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru