Понятие аргументации.

Материалы » Теория аргументации » Понятие аргументации.

Страница 5

3. Опровержение через доказательство истинности положения, противоречащего тезису.

Строится это опровержение так: для того, чтобы опровергнуть какой-либо тезис, выдвигают новый тезис, противоречащий первому, и доказывают его истинность. Если он доказывается, то на основании закона непротиворечия делается вывод о том, что исходный тезис является ложным.

На основании приведенных способов опровержения осуществляется опровержение или тезиса, или аргументов, или самого способа доказывания.

Рассмотрим по порядку:

1. Опровержение тезиса.

Опровержение тезиса сводится к применению вышеназванных трех способов опровержения отдельного положения.

2. Опровержение аргументов.

Это можно осуществить следующими способами:

a) путем доказательства ложности исходных аргументов;

b) установлением того, что приведенные исходные аргументы являются недостаточными для приведенного доказательства;

c) установлением того, что приведенные аргументы сами не являются доказанными и нуждаются в дополнительной проверке.

Так, в судебной практике доказательство считается опровергнутым, если окажется, что выводы по делу основаны не на достоверных фактах, а на предположениях, которые еще следует доказать.

3. Опровержение демонстрации.

Если будет доказано, что нарушено какое-либо правило умозаключения, форму которого приняло данное доказательство, то тем самым будет опровергнуто само доказательство.

В процессе логического доказательства довольно распространены следующие типичные ошибки:

1. Учетверение терминов и нарушение правил фигур простого категорического силлогизма.

2. Ход мысли может идти от утверждения следствия к утверждению основания или от отрицания основания к отрицанию следствия в условно-категорическом умозаключении.

3. Нарушается специальное правило модусов в разделительно-категорических умозаключениях.

Указанные типичные ошибки можно предотвратить, если строго соблюдать правила доказательства и опровержения.

Вот эти правила:

Правила по отношению к тезису:

a) Тезис должен быть четко и ясно сформулирован.

Приведем в качестве поясняющего положения следующее разумное требование, бытовавшее в отношениях между людьми в Древней Индии: "Если вы собираетесь критиковать чье-либо высказывание, то следует повторить критикуемый тезис и получить согласие оппонента, что его мысль изложена правильно, и лишь после этого начинать критический разбор опровергаемого положения".

b) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса доказательства.

Следует заметить, что на практике это правило особенно чревато нарушениями, ибо в одних случаях люди это делают по незнанию требований логики, а в других – по какому-либо намерению, желая оказаться правыми во что бы то ни стало. Общее название логической ошибки, связанной с нарушением данного правила, носит обозначение "подмены тезиса". У этой ошибки есть и свои специфические разновидности: "кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает" и "кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает".

В первом случае логическая ошибка возникает тогда, когда вместо выдвинутого тезиса обосновывается более широкое положение. Примером последнего может служить ситуация, когда вместо тезиса "язык и мышление не одно и то же" доказывается тезис "язык и мышление не связаны друг с другом".

Во втором случае логическая ошибка возникает тогда, когда вместо выдвинутого тезиса обосновывается его более узкое определение. Примером этой ситуации, может быть случай, когда вместо тезиса "язык связан с мышлением" доказывается тезис "язык и мышление одно и то же".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Эмоции и мысли
Достаточно очевидно, что между эмоциональным и интеллектуальным уровнями сознания существуют сложные и многочисленные связи. В целом хорошие (положительные) эмоции способствуют интеллектуальной деятельности, заметна и обратная связь: реше ...

Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В традиционных исследованиях ученых-педагогов категории «содержание воспитания» отводится одно из основополагающих мест в номенклатуре педагогических понятий. Вместе с тем, особенностью его трактовок в теоретических работах разных авторов ...

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, по ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru