Теоретические основы и типология тренингов

Материалы » Теоретические основы и типология тренингов

На сегодняшний день существует множество различных определений понятия "тренинг".В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission ,MSC) предложила следующее рабочее определение: "Тренинг - это запланированный заранее процесс ,цель которого состоит в изменении отношения ,знаний или поведения участников с помощью обучающего опыта. Кроме того ,данный процесс направлен на развитее навыков выполнения определенной деятельности [13, С.34].

Емельянов Ю.Н приводит следующее определение: "...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи долен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности ,в частности, общением ." [5, С.56].

По мнению А.П. Ситникова ," трененги (обучающее игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных ситуаций...".

В то же время А.С. Прутнечков считает, что "слово тренинг " не означает ничего другого ,кроме хорошо известного нам понятия "тренировка"[5, C.69].

Приведем еще несколько определений.

"Тренинг - это особый метод получения знаний ,который отличается от своих аналогов тем ,что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента . Это специально созданная благоприятная среда ,где каждый может с легкостью и с удовольствием увидеть и осознать свои положительные и отрицательные качества ,достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогает быстрее понять ,какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт" [6, С.70].

"Тренинг – любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то ,чтобы помочь индивиду либо группе людей научится эффективно выполнять работу или задание" [11, С.8].

"Тренинг - это процесс ,посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы ,вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности" [8, С.18].

Если же обратится к "Большому толковому психологическому словарю, составленному Артуром Робертом, мы увидим такое определение тренинга : "Тренинг вообще - это любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) либо участие в некоторой сложной , требующей умений деятельности" [4, С.427].

Это очень широкое определение , которое охватывает любое обучение , в том числе и не только человека . Главная мысль данного определения заключается в том что тренинг -это тренировка ,наработка навыков и умений

Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег.

Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая К. Левина, создателя теории групповой динамики. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, вызывающие их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как тебя видят другие.

Изначально Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. В 1946 г. работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики.

Уже в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне. Первой группой стала группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы были учтены в практике Т-групп, где управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность и др.

Некоторые из Т-групп были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли ещё в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 70-х гг. XX в. В Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга был разработан метод, названный

Социально–психологическим тренингом .Практической областью приложения

разработанных М.Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Первая монография, посвященная теоретическим и методологическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована в бывшем Советском Союзе Л.А.Петровской в 1982 г., а первые тренинги начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. В частности этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций.

Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе ,тренинг переговоров, тренинг продаж , тренинг формулирования команды ,тренинг бесконфликтного поведения и т.д.), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название социально – психологический тренинг (СПТ) часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.

В 90-е годы психология становится более женской наукой, чем когда-либо ранее. В переломный момент нашей истории она сознательно или бессознательно воспринималась как дисциплина, дающая успокоение.

В это же время, в начале 90-х годов, начали бурно развиваться разнообразные формы «интенсивного» тренинга, в котором люди в буквальном смысле опрокидывались навзничь, сознательно лишались привычных для них внутренних опор, прежних установок, убеждений и предубеждений с помощью методов прямого тактильного и звукового воздействия, зачастую даже не речевого, а музыкального или шумового.

Первые такие опыты были начаты ещё в 60-е годы в так называемой Эсаленской школе В. Шутцем и Ф. Перлзом, основателем гештальт-терапии.

Также довольно сильное воздействие на сознание некоторых психологов оказала книга Л. Рейнхарда «Трансформация» о программе просветления Вернера Эрхарда. До сих пор существуют терапевты, использующие данную книгу и тренинг В. Эрхарда как основу для своих тренингов.

На сегодняшний день существует и масса других, аналогичных им, движений. При этом далеко не всегда «интенсивным» тренингом занимаются только непрофессионалы.

В частности на первом же занятии первой ступени «Синтон -программы» (авторы Козлов Н.И., Устинов Д.Ю.) юношам и девушкам предлагается выполнить упражнение «Круг надежных рук». В данном упражнении «микро группа образует круг, стоя лицом в центр, внутри которого становится парень (либо девушка), расслабляется, закрывает глаза и начинает отклоняться назад, вперед или вбок — в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив либо по кругу, так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах...

В самом начале присутствующие в группе девушки называют, по их мнению, 8 самых надежных (на которых смело можно положиться) и любящих ребят. Вышедшие и вставшие в круг ребята качают сначала самую крупную из девушек, чтобы все остальные смогли убедиться, что это возможно в принципе и абсолютно безопасно.

В данном случае в задачу ведущего входит задать определённое настроение, настроить участников тренинга не на состязательный момент игры, а на любовь и нежность. Смогут ли остальные передать это ощущение через свои руки?.. И самое главное, чему обучает данный тренинг: это настрой на восприятия чувства любви. Иначе говоря, человек внутри круга должен через своё тело почувствовать, что его здесь любят» [10, С.10-11].

В этой же «Синтон - программе» в занятии № 3 вводится т.н. «пакт об объятиях»: «Обниматься при встрече для нас так же принято, как и здороваться!» [10, С.25].

В тренингах «Мир начинается с тебя» для того, чтобы быстро «проникнуть через барьеры» и «освободиться от проблем», применяются формы приниженной житейской лексики либо даже нецензурной брани.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно сказать, что тренинги «интенсивного» направления имеют скорее личностную, чем поведенческую ориентацию. В связи с этим правильнее будет определить ее как модель изживания проблем , а не развития коммуникативной компетентности.

Поначалу клиентами обучающих тренингов были в основном организации и учреждения, позже ими стали частные лица, которые приходили на открытые программы по объявлению или специальному приглашению, полученному по почте либо через Интернет.

Для привлечения клиентов тренинг стал реагировать на реальные запросы участников групп, связанные с новыми условиями жизни.

На сегодняшний день в социально-психологическом тренинге фактически существуют только те программы, которые находят своего покупателя.

В связи с таким многообразием всевозможных формулировок тренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильно разнятся между собой.

Например, классификация разновидностей Т-групп:

Общее развитие индивидуума;

Формирование и исследование межличностных отношений

Улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений; [7, С.20–21].

Или классификация, представленная в книге В.Ю. Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:

Т-группы;

Перцептивный тренинг;

Поведенческий тренинг;

Ролевой тренинг;

Видеотренинг и т.п.» [2, С.10-11].

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social / life skills training ), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались 3 основных модели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:

Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений : решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я- концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья ,развитие решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, само -понимания, финансовой самозащиты, само- поддержки и концептуализации опыта [12, С.94]. В. Сороченко в статье «Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие:

Коммуникативные тренинги;

Тренинги личностного роста;

Бизнес - тренинги.

Задачей коммуникативных тренингов является постановка поведенческих навыков , т.е. обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек, боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. Или если один из участников испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу, то тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах участники практикуются в решении сложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуют налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).


Другие материалы:

Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер ...

Заключение.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личн ...

Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными качествами операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru