Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений.
Руководителю группы также необходимо заранее позаботиться о том, чтобы никто из ее членов не был подвергнут групповому давлению и чтобы каждому участнику, в случае переживания им кризисного состояния, была предоставлена соответствующая помощь и поддержка.
Организовывая работу группы, следует помнить: обучение ее участников имеет ценность не только во время интенсивных и совместных эмоциональных переживаний, а главным образом во время осознания, внутреннего переосмысления, раскрытия причин их возникновения, т.е. когда обнаруживаются назревшие вопросы и проблемы, Не поддающиеся контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта.
Искусство тренера и эффективность обучения во многом зависят оттого, способен ли он использовать полученный материал, «вытаскивать» из него учебный эффект, поскольку даже наиболее эффективные игры и ситуации в конкретной ситуации могут оказаться непродуктивными.
Необходимо упреждать поспешные намерения того или иного члена группы измениться соответственно какому-либо образцу, если они являются результатом групповых эффектов, простого «наполнения» личности эмоциональной энергетикой из-за работы в группе, а не следствием глубокого самоанализа.
Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его главная обязанность — предусмотреть, к чему могут привести непродуманные решения (в данном случае— непонимание временности энергетического подъема как результата групповых занятий).
В особенности необходима такая поддержка, если члены группы проявляют готовность к самоисследованию. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе. Желательно проводить периодический анализ того, что происходит на занятиях, делать промежуточные итоги, уточнять направления дальнейшего развития группы в целом и ее каждого участника в отдельности.
На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили отношения в группе социально-психологического тренинга непосредственно в реальную жизнь, в другие коллективы. Прежде всего нужно выяснить реальный уровень развития коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми, с одной стороны, доброжелательно, но и, с другой, критически, не отвергая, а правильно используя опыт, приобретённый в процессе обучения. Лишь тогда можно надеяться на положительные изменения.
Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме:
Цели ведущего.
Результаты участника.
Результаты группы.
Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в психотерапевтическом (ПТТ) в первую очередь является, конечно же, реализация обозначенных в тренинге целей. Однако наполнение этих понятий в СПТ и в ПТТ будет разным.
Другие материалы:
Понятие о человеке
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек.Человек
– это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего ...
Рефлекторная теория свойств памяти
С мышление неразрывно связана память. Изучение памяти долгое время принадлежало, главным образом, психологии. Вначале- эмпирически, а затем и путем эксперимента психологи установили ряд общих понятий, которыми теперь широко пользуются в о ...
Деятельностнаная теория личности
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушл ...
