Если для первой разновидности тренингов (СПТ) это приобретение участниками определённых навыков, обучение новым стратегиям действия, овладение новыми инструментами для выполнения определенной работы, моделирование и отработка определённых ситуаций и т.п., т.е. научение чему-то новому, то в ПТТ это прежде всего осознание горизонтов своего развития и более глубокая проработка какой-то определённой внутренней психологической проблемы (реже — комплекса проблем).
Кроме того, и в СПТ, и в ПТТ в цели ведущего должна входить рефлексия решаемых в ходе занятий задач, включающая в себя три вопроса:
Какой цели я хочу достичь?
Почему я хочу достичь этой цели?
Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Конечно же, ведущий также должен поставить перед собой цель постоянной работы над собой и совершенствования своих профессиональных знаний, навыков и умений, чтобы на деле соответствовать тому, чему он обучает, и наилучшим образом уметь всё, что он передаёт обучающимся.
В качестве дополнительной цели ведущего можно назвать рост его практических наработок в качестве "ведущего тренинга, потому что каждая группа по-своему уникальна, и даже при решении одних и тех же задач могут возникать совершенно уникальные ситуации, добавляющие новый опыт в копилку тренера и влияющие на развитие его личности.
Для получения результата участниками тренинга (как СПТ, так и ПТТ) необходимо, чтобы каждый из них сформулировал свою собственную цель, а также следовал принципам добровольности, осознанности (заинтересованности в собственных изменениях) и полезности лично для себя данного тренинга. Тем не менее можно выделить типовые цели участников тренингов.
Результатами участников социально-психологического тренинга являются:
1.Развитие способности адекватно понимать себя и других;
2.Овладение приемами расшифровки психологических сообщений, которые поступают из окружающего мира;
3.Обучение эффективным приемам межличностного общения;
4.Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
5.Формирование социально-психологических умений и навыков.
В то же время для участников психотерапевтического тренинга необходимым результатом окажется умение справляться с высокой интенсивностью и стремительностью изменений в окружающем мире, осознание своих глубинных проблем и вариантов их преодоления, избавление от страхов, комплексов и блоков с выстраиванием более ответственного отношения к своей жизни и, как следствие, раскрытие новых возможностей или новое применение своих внутренних ресурсов.
Общими результатами для групп как в СПТ, так и в ПТТ, является сплочённость, объединение вокруг определённой проблемы (задачи) и взаимовыручка, взаимоусиление всех участников.
Для достижения данного результата руководитель (ведущий) должен подробно ознакомить группу с главными нормами и принципами тренингового общения:
1.Общение по принципу «здесь и сейчас».
2.Принцип персонификации высказываний, т.е. адресного обращения.
3.Принцип вербализации чувств и эмоций.
4.Принцип активности всех участников.
5.Принцип доверительности отношений, или искренности.
6.Принцип конфиденциальности.
Руководителю группы также необходимо позаботиться о том, чтобы создать во время проведения занятий нужную атмосферу: доброжелательную, поддерживающую, то есть способствующую формированию общих для группы целей.
Другие материалы:
Физиология движений
В трудах Н.А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н.А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко), ...
Психологические механизмы формирования
профессиональной направленности личности.
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек - профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профес ...
Характеристики восприятия
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоп ...
