Тренинг в том виде, в котором он широко распространен сейчас, вероятно, будет постепенно отмирать. Развитие индивидуальной компетентности сотрудника повышает его цену на рынке и, следовательно, повышает и вероятность того, что его «переманят» в другую компанию.
Кроме того, участие в тренинге требует, чтобы человек оторвался от текущих дел хотя бы на несколько дней. Однако время не стоит на месте, и возвращаться ему зачастую приходится в уже изменившуюся ситуацию. Многое приходится наверстывать.
В данной ситуации выходом может стать корпоративный тренинг, в котором участвуют если не все, то, по крайней мере, большинство менеджеров. Благодаря корпоративному тренингу компания решает вопрос. одновременного повышения компетентности многих сотрудников и — теоретически — развития организационной компетентности в целом.
Однако корпоративный тренинг по разработанной специально на заказ для данной фирмы программе — это все же лишь промежуточный этап при переходе к принципиально иной концепции тренинга.
Новая концепция тренинга может состоять в том, что тренер включается в работу реальных работающих команд— менеджерских, проектных, рабочих. Тренер-ведущий сопровождает решение задачи, которая является новой для данной команды.
Команда, в свою очередь, учится в процессе решения этой задачи. Причем учится и тому, как решать задачу, и тому, что необходимо для эффективного обучения в процессе работы: добывать данные, анализировать их, сотрудничать, строить команду, взаимодействовать, оказывать влияние, противостоять влиянию, мотивировать других, разрабатывать проекты, «продавать проект», конструктивно реагировать на неудачу, ставить новые цели и т.д. и т.п.
Важной тенденцией в развитии тренингового движения, отчетливо проявившейся вначале 1990-х годов, является его психотерапевтическая функция.
Социально-психологический тренинг должен не столько насаждать психологическое равенство, сколько помогать справиться с ним.
Лишенные привычных социальных и экономических опор, люди оказались в состоянии психологической невесомости. Очень характерной для нашего времени перемен становится постепенная утрата собственной значимости, существенности, своего социально-психологического веса. Привычное ощущение стабильности постепенно, а иногда и резкими скачками, утрачивается. Значительно повысился общий уровень страха, и на первое место по интенсивности и неотвязчивости вышли страх за жизнь, и благополучие близких, а также страх потерять работу.
Учитывая современное кризисное состояние нашего общества, основная задача тренинга стала заключаться в том, чтобы помочь людям справиться с невыносимой интенсивностью и стремительностью изменений.
Для психотерапевтической тенденции характерно распространение многочисленных псевдо и около психологических движений, начиная от массовых сеансов целителей различного толка и «психотерапевтов» на стадионах, по телевидению и в концертных залах конца 90-х годов и заканчивая интересом к таинственным и необъяснимым явлениям жизни, древним пророчествам о конце света, получивших широкий резонанс во всевозможных шоу-программах наподобие «Битвы экстрасенсов».
Тем не менее, поскольку главная тенденция развития тренинга — рыночная, она и диктует развитие тренинга в ту или иную сторону: мягкой (или шоковой) психотерапии либо в сторону обучения новым навыкам. В настоящее время, с коммерческой точки зрения обучающая модель побеждает. Хотя вполне вероятно, что на смену обучающей модели скоро придет модель сопровождения.
Другие материалы:
Мышление и сознание
В предыдущих главах неоднократно подчеркивалось, что сознание человека неоднородно и по отношению к каждому своему условному уровню имеет достаточно выраженный характер. С учетом всего вышеизложенного можно уточнить определения, описывающ ...
Супружеская галантность
Супружескую галантность можно назвать важнейшей составляющей этикета. По мнению польского журналиста Яна Камычека, это— «особое искусство».
Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной су ...
Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям б ...