Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи

Материалы » Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи

Страница 1

По мнению представителей гуманистической психологии, развитие творческого потенциала и самореализации личности является важным условием оздоровления общества, поскольку, предусматривает единение человека с социумом, а также предопределяет ее творческую адаптацию, которая есть необходимой для полноценной жизни в мире с бурными изменениями. Усматривая в творчестве высшую человеческую потребность, проявление психологического здоровья и личностной интеграции, психологи рассматривают творческую личность как личность, которая самоактуализируется (А.Маслоу), "продуктивную личность" (Э. Фромм) [1], человека, который есть "полноценно функционирующей личностью" (К.Роджерс) [2].

В нашем обществе существует потребность в креативных специалистах, способных профессионально и творчески решать задачи, поэтому изучение проблемы творческого самоосуществления студентов есть актуальной как для профессиональной самореализации так и для психологического здоровья студенческой молодежи.

Проблема понимания психологического и психического здоровья возникает в работах таких украинских и русских ученых как Б.С. Братусь, В. А. Лищук, И. В. Дубровина, Л. В. Лушин, Л. Ф. Бурлачук, О. Завгородная. Преобладают научные взгляды, согласно которым, психологическое здоровье понимается как способность личности к самореализации, самоактуализации, адекватному самовосприятию себя и мира. Важной составляющей психологического здоровья личности есть наличие смысла жизни (В.Франкл, А.Маслоу, И. В. Дубровина); отводится внимание аспекта межличностных отношений как важному критерию психического и психологического здоровья (А. Адлер, Э. Фромм, Б.С. Братусь). По мнению ученых, студенческий возраст - это сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека как личности, в том числе, профессиональных и мировоззренческих качеств будущего специалиста [3].

Согласно вековой периодизации Э.Эриксона студенческий возраст совпадает с периодом идентификации личности, т.е., у молодого человека на данном этапе развития может сформировать представление о себе как о творческой или же "обычной" личности, которая, в свою очередь будет влиять на возможности ее самореализации, удовлетворенность собой и своей жизням [4].

Вместе с тем, исследователи в области проблематики здоровья студенческой молодежи признают такие проблемные аспекты психологического здоровья студенчества как низкий уровень удовлетворения собой, тенденция к заниженной самооценке, низкий уровень способности к психологической близости, проблеме ценностно-смысловой сферы. (А. А. Волочков) [5]. Таким образом, следует говорить о важности формирования ценностно-смыслового отношения к творчеству, самореализации на уровне направленности личности именно в этот период развития. Укажем, что в современной психологии самореализацию рассматривают как высший уровень развития личности, понимая, прежде всего, ее творческую деятельность, жизнетворчества (П.П. Горностай) [5].

Итак, сохраняется актуальность исследования психологических аспектов студента как творческой личности в контексте достижения психологического здоровья.

Методологической основой исследования являются подходы в области психосемантики, использование метода наративных психотехнологий. Наратив определяется Н.Чепелевой как способ репрезентации опыта с помощью благоустроенных предложений, которые передают временную последовательность действий. Автор припускает, что истоком наративного текста есть личностный миф, в котором в символической форме представленные основные смыслы и концепции бытия человека [5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий.
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельн ...

Дошкольное детство.
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели, причем формирование целенаправленности характерно и для других ви ...

Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.
Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru