Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи

Материалы » Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи

Страница 6

Предложенную творческую работу много студентов признали интересной и полезной: "Мне импонирует тема задачи. Есть над чем подумать", некоторые студенты пишут, что работа вызвала в них положительные эмоции, повысила веру в собственные силы: "Это помогло мне понять некоторые мои наклоны к отдельным видам работы, в частности, радиотехники", "работа вызвала много положительных эмоций, ведь я вспомнила лучшие годы моей жизни".

Некоторые студенты пишут, что в начале выполнения работы они ощущали определенную растерянность, а в конце удовлетворения, их мысль о себе как "бездаре" кое-что изменилась. И довольно часто студенты определяли: "Я проявляю себя как творческая личность уже сейчас, когда пишу эту работу". Таким образом, обращение к положительному опыту собственного творчества оказывало содействие самопознанию и психологическому здоровью студенческой молодежи.

Представители гуманистической психологии рассматривают склонность к творчеству как проявление психологического здоровья. Психологическое здоровье изучается в современной психологии как комплексное понятие, которое включает способность к самоактуализации, жизнетворчеству, наличию смысла жизни, положительного влияния на окружающих, в отличие от категории психического здоровья, которое определяется прежде всего, нормальным функционированием психических процессов и стабильностью психики.

Студенческий возраст есть сензетивним периодом формирования жизненных ценностей и постановки жизненных задач, в том числе, направленных на реализацию творческого потенциала и достижение психологического здоровья. Потребность творческой самореализации, самоактуализации личности рассматривается научными работниками как предпосылка психологического здоровья.

На основе выделенных критериев креативности анализировались студенческие работы на тему: "Случаи из моей жизни, когда я проявлял (ла) себя как творческая личность". Подводя итоги можно сказать, что тема творчества интересует почти всех опрошенных студентов, большинство из них испытывает потребность в творческой самореализации, тем не менее лишь незначительная часть опрошенных реализует творческие способности в сегодняшней жизни.

Представление о творчестве и творческой личности оказались разнообразными, а значит и оценка себя как творческих личностей, тоже была сделана на основе разных критериев. Часть студентов проявили понимание творчества близким к концепции первичного творчества А.Маслоу, они признавали каждый человека от рождения творческой и считали творческими себя, что находило подтверждение в описании интересных случаев, колоритным эмоциональным языком. С другой стороны, понимание творчества исключительно как одаренности в сфере искусства, ограничивало студентов в принятии себя как творческой личности и процессе самоактуализации.

Большинство студентов признавало, что творческие проявления остались в прошлом. Лишь в некоторых случаях была описана проблемная ситуация и путь ее творческого решения. Относительно мотивационных источников творчества, следует отметить, что большинство ориентированы на внешнюю мотивацию. Незначительная часть студентов проявила осознание эмоций и чувств, в контексте творческого процесса, который можно рассматривать как проблемы понимания себя на уровне эмоциональной сферы. Итак, согласно выделенным критериям креативности, большинство студентов имеют проблемы с реализацией творческих способностей в сегодняшней жизни. Для них остаются актуальными проблемы самореализации, переживание внутреннего конфликта, который свидетельствует о трудностях достижения психологического здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Основные направления развития Я-концепции у подростков
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное — ...

Функция вспомогательных лиц
Вспомогательные лица — это люди, участвующие в сеансах психодрамы как помощники, ко-терапевты. Для них Морено ввел термин в психодраматической номенклатуре — вспомогательные "я". Вспомогательные лица могут изображать некоторые с ...

Выводы
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru