Два подхода к исследованию темперамента

Материалы » Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности » Два подхода к исследованию темперамента

Страница 3

Большой вклад в развитие учения о темпераменте внесли физиологи, и прежде всего, наши соотечественники Иван Петрович Павлов. Из курса биологии известно, что И.П. Павлов изучал особенности выработки условных рефлексов у собак. Ученый выявил большие различия в поведении животных и в протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявились прежде всего в скорости и точности образования условных рефлексов, а также в особенностях их угасания. Данное обстоятельство позволило исследователю предположить, что в основе условных рефлексов лежат какие-то свойства нервных процессов. Позднее ученый определил, что к этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Особенности нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить на людей.

Итак, Павлов различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, то есть способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Дети, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы, при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности, в поступках, в разговоре; в умениях хранить тайну, соблюдать правила; в собранности, в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды; в хорошем сне.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Соотношение силы обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным. Если сила одного процесса превосходит силу другого, человек становится или излишне легко возбудимым, или излишне спокойным. Уравновешенный человек ведет собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов или падений.

Третье свойство нервной системы, связанное с темпераментом, - подвижность нервных процессов. Данное свойство заключается в быстроте перехода от возбуждении к торможению и наоборот, то есть в способности к изменению поведения в соответствии с переменами в условиях жизни. Мера этого свойства – быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Люди с высокой подвижностью нервных процессов отличаются общей подвижностью, быстрым темпом деятельности, живой речью, быстрым освоением нового материала и быстрым его забыванием, легкостью в завязывании знакомств, стремлением к новым впечатлениям, быстрым засыпанием и пробуждением.

Противоположностью подвижности нервных процессов является инертность.

Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Инертные люди с трудом входят в работу и выходят из нее, их эмоции проявляются замедленно и несильною. Они не любят изменять свои привычки, обстановку, друзей, распорядок жизни, работу.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Особенности восприятия внешнего вида человека в процессе общения
Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр. В разных видах взаим ...

Виды ощущений
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений: - зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музы ...

Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. [24] Научиться понимать состояние души ребен ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru