Большой вклад в развитие учения о темпераменте внесли физиологи, и прежде всего, наши соотечественники Иван Петрович Павлов. Из курса биологии известно, что И.П. Павлов изучал особенности выработки условных рефлексов у собак. Ученый выявил большие различия в поведении животных и в протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявились прежде всего в скорости и точности образования условных рефлексов, а также в особенностях их угасания. Данное обстоятельство позволило исследователю предположить, что в основе условных рефлексов лежат какие-то свойства нервных процессов. Позднее ученый определил, что к этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Особенности нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить на людей.
Итак, Павлов различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, то есть способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Дети, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы, при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности, в поступках, в разговоре; в умениях хранить тайну, соблюдать правила; в собранности, в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды; в хорошем сне.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Соотношение силы обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным. Если сила одного процесса превосходит силу другого, человек становится или излишне легко возбудимым, или излишне спокойным. Уравновешенный человек ведет собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов или падений.
Третье свойство нервной системы, связанное с темпераментом, - подвижность нервных процессов. Данное свойство заключается в быстроте перехода от возбуждении к торможению и наоборот, то есть в способности к изменению поведения в соответствии с переменами в условиях жизни. Мера этого свойства – быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Люди с высокой подвижностью нервных процессов отличаются общей подвижностью, быстрым темпом деятельности, живой речью, быстрым освоением нового материала и быстрым его забыванием, легкостью в завязывании знакомств, стремлением к новым впечатлениям, быстрым засыпанием и пробуждением.
Противоположностью подвижности нервных процессов является инертность.
Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Инертные люди с трудом входят в работу и выходят из нее, их эмоции проявляются замедленно и несильною. Они не любят изменять свои привычки, обстановку, друзей, распорядок жизни, работу.
Другие материалы:
Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...
Теория типов личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления.
Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватит ...
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей
младших школьников.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, примени ...
