Типологии, основанные на клиническом материале

Материалы » Типы темперамента » Типологии, основанные на клиническом материале

Страница 1

Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет со­бой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло­гических различий между ними.

Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровер-тированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация.

Для экстравертов характерна направленность на объект. Внешние по отношению к ним факторы - мнения других людей, общеприняты? представления, объективные обстоятельства - определяют их поступ­ки и решения в значительно большей степени, чем их собственное, субъ­ективное отношение к окружающей действительности. Направленность на других позволяет им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако чрезмерная экстравертированность таит и ряд опасностей. Так, их собственное самочувствие или здоровье могут оказаться для них недостаточно „внешними" факторами для того, чтобы обращать на них внимание. Другой пример - это растворение в объекте. Полное подчинение своих интересов объективным требованиям может привести к взваливанию на себя непосильной работы и к нервному и физическому истощению.

Для интроверта решающими являются субъективные точки отсчёта. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и цен­ность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, напри­мер, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собствен­ные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весо­мым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собствен­ное мнение становится между интровертом и объективными фактами.

Кроме сознательной установки, оба типа - экстравертированный и интровертированный

имеют и бессознательную установку. Бессозна­тельная установка выполняет по отношении к сознательной компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.

У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровер-тированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентри­ческих устремлениях.

Компенсаторная функция бессознательной установки интровертов Устоит в акцентировании значения объекта

Если сознательная установка сильно преувеличена, то бессознательное теряет свой компенсаторный характер. Так, например, интроверты в этом случае могут наделять объект опасными и магическими чертами. При этом, чем сильнее сознательная интровертированная установка, тем больше тревоги и недоверия вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее становится общаться с окружающими. Идеа­лом становится необитаемый остров.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют две больших группы людей. Но внутри каждой из этих групп наблюдаются значительные индивидуальные различия. Юнг их связывает с влиянием основных психических функций. Всего он выделяет четыре таких функции - мыш­ление, эмоции, ощущение и интуицию. Исходя из своего клинического опыта Юнг приходит к выводу, что у одного и того же человека все четыре функции не бывают развиты одинаково хорошо. Преобладающая над другими психическая функция определяет соответствующий тип поведения. Два типа субъектно-объектной установки (экстравертированная и интровертированная) и четыре вида функций, каждый из которых может преобладать в обеих установках, образуют, таким об­разом, восемь более частных психологических типов.

Экстравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассу­дочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны созда­вать схемы (Юнг называет их „формулы") объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным за­коном бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчине­ния этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нравственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстравертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чуж­ды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, примени ...

Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях "переходный", ...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям б ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru