Установленные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемые типы
нервной системы
, или типы высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.
Несмотря на то, что теоретически указанные свойства нервной системы могут быть сгруппированы в девять типов, И.П. Павлов экспериментально подтвердил существование четырех основных типов, близких к традиционной типологии Гиппократа. Его классификация прежде всего основывается на силе нервных процессов, выделяет сильные и слабые типы. Следующим критерия является уравновешенность нервных процессов, но только в отношении сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, с точки зрения подвижности нервных процессов сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный (по Павлову – «живой» тип) - сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный («спокойный» тип)- флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения («безудержный» тип)- холерик;
4. Слабый тип- меланхолик.
И.П.Павлов считал, что тип нервной системы является врожденным и относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
Другие материалы:
Социально-проблемная ситуация как метод
формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта
Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного ...
Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последователь ...
Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней
биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, по ...