Установленные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемые типы
нервной системы
, или типы высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.
Несмотря на то, что теоретически указанные свойства нервной системы могут быть сгруппированы в девять типов, И.П. Павлов экспериментально подтвердил существование четырех основных типов, близких к традиционной типологии Гиппократа. Его классификация прежде всего основывается на силе нервных процессов, выделяет сильные и слабые типы. Следующим критерия является уравновешенность нервных процессов, но только в отношении сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, с точки зрения подвижности нервных процессов сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный (по Павлову – «живой» тип) - сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный («спокойный» тип)- флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения («безудержный» тип)- холерик;
4. Слабый тип- меланхолик.
И.П.Павлов считал, что тип нервной системы является врожденным и относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
Другие материалы:
Характеристика основных элементов конфликта
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и явл ...
Мышление.
Мышление
- это высший познавательный процесс.
- это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особе ...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего
школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...
