Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Материалы » Тревожность осужденных подросткового возраста » Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Страница 2

Среди осужденных подросткового возраста выделяются инфантильные воспитанники (В. Ф.Пирожков, 1989). Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, недоразвитость чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. У них налицо нравственный и правовой инфантилизм: безразличное отношение к нормам морали и права, нетребовательность к себе и другим, активное безнравственное и противоправное поведение. Эти лица не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым. Некоторые воспитанники подросткового и юношеского возраста страдают психическими болезнями, склонны к аутоагрессии, побегам, симуляции и аггравации, употреблению алкоголя и наркотиков [44].

Коррекция самооценки осужденных широко применяется в некарательных мерах воздействия: гештальттерапии, модификации поведения, клиническом подходе.

Совершению несовершеннолетними преступлений, как правило, предшествуют нарушения поведения (уклонение от учебы и труда, злоупотребление спиртными напитками, девиация сексуального поведения, проявление агрессии, аутоагрессии и др.). Этому в немалой степени способствуют акцентуации характера. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях — к аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная — к развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная — к психогенным депрессивным состояниям. Социальная изоляция — сильнейший фрустрирующий фактор для несовершеннолетних правонарушителей, способствующий развитию агрессивности. Многие воспитанники — подростки и юноши — имеют психологическую предрасположенность к агрессивному поведению. Например, к участию в драках многих побуждает сама среда колонии, культ силы как способ самоутверждения. Агрессия может быть мотивом защитной реакции (отстоять свой статус, избежать репутацию “слабака”) [44].

Отношение воспитанников к своим недостаткам зависит от норм и ценностей, преобладающих в данной группе. Исходя из степени самокритичности, отношения к своим недостаткам, понимания необходимости работать над собой И.И. Купцов выделяет следующие группы воспитанников [31]:

- знающие свои недостатки, стремящиеся их устранить, знающие пути их преодоления и умеющие их преодолеть;

- осознающие свои недостатки, стремящиеся их ликвидировать, но не знающие, как это сделать;

- знающие свои недостатки, но не стремящиеся их ликвидировать;

- ошибочно считающие свои недостатки достоинствами, поэтому не видящие необходимости их ликвидировать;

- безразлично относящиеся к своим недостаткам;

- знающие свои достоинства, но не способные полностью их реализовать.

Несовершеннолетие правонарушители по-разному относятся к отбыванию наказания, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Профессионально значимые качества психолога.
Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая реальность чело ...

Структура конфликта. Конфликтная ситуация
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющих ...

Анкетирование
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи дру ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru