Виды социально-психологических тренингов

Материалы » Теоретические основы и типология тренингов » Виды социально-психологических тренингов

Страница 2

Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипозованной психологической защитой, т.к. занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта, а работа в ней четко структурирована.

Продолжительность занятий в идеале должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.

На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения.

К основным правилам тренингового общения относятся:

1Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Однако главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, базирующаяся на доверительном межличностном общении .

2Принцип персонификации высказываний.

Суть данного принципа состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают в повседневном общении скрывать собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Например, вместо высказываний: «общеизвестно .», «некоторые считают, что .» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что .» и т.п.

3Принцип акцентирования на языке чувств.

Согласно этому принципу, участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, насколько возможно, использовать язык, фиксирующий такое состояние. Примером данной формы обращения может служить констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения высказывания в подобной эмоционально акцентируемой манере не являются типичными. Соответственно, перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение понимать, четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

4Принцип активности.

Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие, основной задачей которого является целенаправленное познание себя, партнера и группы в целом. В обыденной жизни человек под влиянием различных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача тренинга как раз и состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Именно в связи с этим на занятиях в разумных пределах , поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.

5Принцип доверительности.

Данный принцип предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику и, в конечном итоге, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу (например, на «ты»). Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверительность поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Вивейшн - как уникальная дыхательная техника интеграции личности
Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед теорией и практикой оздоровительной работы и духовного совершенствования человека, является разработка специальных курсов занятий достаточно высокого теоретического и методического у ...

Вывод
Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует. Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций. В биологических теориях эмоций, источник возни ...

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60-е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовск ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru