Тест восьми влечений Сонди и его модификация

Материалы » Тест восьми влечений Сонди и его модификация » Тест восьми влечений Сонди и его модификация

Страница 1

Методика, разработанная в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Л. Сонди (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако в последствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор профессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методикой.

Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предлагается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психологической сущности отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея - использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциально-диагностических целей, но для изучения личности - лежит в основе многих психодиагностических методик, высвечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как отклонение от нормы. Такую параллель проводил еще в начале ХХ века Кречмер. Этот подход достаточно долго критиковался, однако на практике проблема преморбида и стигматизированности всегда была в центре внимания психиатров, а в последние десятилетия стала весьма актуальной для психологов, педагогов, а также других специалистов, занимающихся индивидуализацией учебного процесса, семейным консультированием, профориентацией и расстановкой кадров.

Правомерность такого подхода в свое время подчеркивалась и известным отечественным психологом Б.В. Зейгарник. Она видела широкие возможности для изучения личности на примере патологически заостренных черт психически больных людей, рассматривая их как огрубленную модель менее явных, смягченных и сбалансированных в норме личностных свойств. Те специалисты (психологи, врачи, педагоги), которым довелось познакомиться с тестом Сонди, безусловно обратили внимание на заметное своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления данных с результатами других исследований. В значительной степени это связано с чисто психоаналитической базой интерпретационного подхода автора, к тому же и с определенным анахронизмом в понимании психоанализа, который за последние, полвека получил свое дальнейшее развитие. В то же время определенные трудности в понимании того, что хотел сказать своим 'читателям автор, специалисты испытывают из-за того, что многие переводы работ Сонди грешат неточностью. Здесь лишний раз подтверждается ставшее уже расхожим мнение о том, что при переводе опыт и знания специалиста в его профессиональной сфере не менее важны, чем знание иностранного языка.

Все эти трудности привели к необходимости модификации как самой процедуры обследования, так и толкования результатов. В первую очередь, не смотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Л.Сонди, временами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терминологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на теории ведущих тенденций, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции, это те устойчивые судьбореализующие свойства, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют стиль жизни, выбор профессиональной деятельности, сферы социальной активности, а также значительно влияют на формирование индивидуальной иерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены заново известным и весьма талантливым художником Б.И.Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоц ...

Типичные межличностные конфликты у супругов
В зависимости от субъектов взаимодействия семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Ключевую роль в семейных отнош ...

Детская среда – сфера социализации ребенка
Социализация личности ребенка рассматривается как непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru