Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе

Материалы » Толерантность и конфликт » Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе

Страница 2

Френсис Бекон (1561-1626) в высказываниях о природе конфликта, обратил внимание на бедственное положение народа, которое всегда является опасностью для государства, возможностью произвола, стремлении к смене власти. Обращает внимание на то, что «зависть в общественной жизни, пасквили и крамольные речи, а также ложные слухи» против правительства всегда опасны.

Бэкон также обращает внимание и на конкретные средства предупреждения конфликтов, отмечая, что на «каждый случай болезни» существует свое лекарство. Это устранение любыми способами материальных причин социальных конфликтов. При этом не замечает, что недовольство одного из основных сословий еще не представляет большой опасности, «…ибо простой народ не скор на подъем, если вельможи его к этому не возбуждают; а те бессильны, если сам народ не расположен к возбуждению. Опасность тогда велика, когда знать только и ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступить самой». Важным средством предупреждения конфликтов Ф. Бэкон считал искусство политического маневрирования. Поистине мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами.

В Новое время с открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали английские демократы и французские просветители 18 в. Ж.Ж. Руссо, Д. Пристли, Д. Дидро. Вооруженные конфликты они рассматривали как пережиток «варварской эпохи». В работах этого периода большое внимание было уделено рациональным формам организации общественной жизни, устранению причин социальных конфликтов, коренящихся в отживших формах государственного устройства гражданского мира.

Всемирно исторический процесс Ж.Ж. Руссо (1712-1778) как бы распадается на три составных момента: в начале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате людьми состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство. По сути дела, вокруг этих составляющих и разворачивалась полемика целой эпохи.

На рубеже 19-20 вв. все усиливающееся влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология с ее теоретическими построениями, полученными с помощью строго научных методов. Не все социологии признавали конфликт исходной категорией своих концепций , но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Конфликт для него - нормальная и исключительно важная форма общественной жизни, которая способствует интеграции, укрепляет принципы и нормы социальной организации.

Теоретические взгляды Г. Зиммеля разделяли в 1920-е гг. социологи Чикагской школы - Роберт Парк (1864-1944), Эрнст Бэрджесс (1886-1966) и Албион Смолл (1854-1926). Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия, соревнования конфликта приспособления, ассимиляции. Конфликты занимают центральное место среди них, играют переходную роль, являясь важнейшим источником социальных перемен.

Новые подходы к теоретическому анализу конфликта появляются в работах представителя социального дарвинизма юриста Людвига Гумпловича (18380-1909). Источники конфликта он видит не только в природе человека, но и в различиях культур. Всемирная история- постоянная борьба рас за существование. При этом он выводит суть расовых различий из особенностей культуры. Особая раса- это особый тип культуры. Отсюда и сам конфликт в рамках разных культур может иметь различные проявления- от жесточайшей резни до парламентских дебатов. И хотя впрямую здесь не говориться о толерантности, но видно, как задаются границы этой самой толерантности для различных культур. По его мнению, конфликты не являются единственно важным социальным процессом. Не менее важен процесс социального единения, на основе которого возникают социальные общности, государство. Однако конфликт и здесь играет все же решающую роль, так как социальные группы объединяются именно в результате конфликта. Единство становится возможным, как результат борьбы между отдельными группами.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Мышление и сознание
В предыдущих главах неоднократно подчеркивалось, что сознание человека неоднородно и по отношению к каждому своему условному уровню имеет достаточно выраженный характер. С учетом всего вышеизложенного можно уточнить определения, описывающ ...

Профилактика и преодоление тревожности.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практики работы с тревожными детьми и подростками И.В. Дубровиной (37) были выделены принципы е ...

Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать сво ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru