Творчество и креативность как факторы сработанности сотрудников

Материалы » Творчество и креативность как факторы сработанности сотрудников

Страница 1

В литературе под совместным творчеством понимается совместная деятельность, в которой каждый участник процесса становится равноправным создателем нового. Этот тип совместной деятельности характеризуется особой активностью каждого участника в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности.

Рассмотрим реализацию совместного творчества в социально-психологическом тренинге, опираясь на четыре принципа совместного творчества: принцип индивидуального, социального, культурного и морального творчества.

1. «Принцип индивидуального творчества» невозможно реализовать без обучения, основанного на опыте. Социально-психологический тренинг предполагает индивидуальное творчество, а именно в плане экспериментирования участников с собственным образом, поведением и техниками мышления. Необходимым условием реализации индивидуального творчества является принцип активности личности. Ключевым для становления человека оказывается «процесс индивидуализации, позволяющий реализовать себя, свое «Я» в этом мире» (Л.А. Петровская). Наиболее яркие проявления индивидуального творчества мы находим в тренинге уверенности, эффективного общения, а так же в психокоррекционных группах.

2. Принцип социального творчества – построение новой формы социальной организации. Опыт, полученный в социально-психологическом тренинге, переносится во внешний мир. Если в процессе социально-психологического тренинга разработаны («сконструированы») совместные правила внутренней коммуникации, то они находят свое приложение во взаимодействии внутри коллектива (команды). Опыт преображается в активное совместное конструирование социального мира – построение новых форм социальной организации, конструирование новых форм социального поведения. Группа и личность выступают как активный субъект деятельности. Наиболее яркие проявления совместного творчества мы находим в тренингах командообразования, сплоченности группы, деловых играх в организации. Необходимым условием реализации социального творчества становится процесс деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе 11 (А.В. Петровский).

3. Принцип культурного творчества - ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства. По-настоящему концептуализировать полученный опыт на тренинге возможно через сравнение опыта с культурными образцами поведения и мышления. По-сути, мы имеем дело с рефлексией нашего опыта (как индивидуального, так и совместного).

Л.А. Петровская в тренингах использовала задание «Библиотерапия». Участников тренинга просили написать, а затем рассказать, какие книги, фильмы помогают в жизни и как. Так, тренинг, по сути, превращался в метафорический тренинг. Наиболее яркие проявления принципа культурного творчества мы находим в тренингах толерантности, этнических тренингах. Ключевым процессом при реализации принципа культурного творчества становится процесс рефлексии опыта и инкультурации (процесс воспроизводства и трансляции «культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации»). Если не соблюдается принцип культурного творчества на тренинге (социальное творчество, моральное творчество) «остается «кухонным занятием» – и то, что сконструировано на тренинге остается оторванным от реальности и от культурного контекста.

4. Принцип морального творчества - готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе. Только в реальных ситуациях межличностного взаимодействия личность может воспроизвести три предыдущих принципа. В процессе морального выбора реализуется потенциал личности, накопленный в процессе социально-психологического тренинга. Сложность реализации данного принципа совместного творчества не в том, насколько человек ориентируется в образцах поведения, сколько в том как разрешить ситуации столкновения образцов поведения, на какой из них ориентироваться, или как конструировать новый. Являясь, по сути, основным принципом совместного творчества, принцип морального творчества выносится за пределы тренинга, но импилицитно формируется за счет Личности тренера и его способности служить образцом поведения.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Факторы эффективности психологической коррекции
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: · разрешения реальных трудностей развития; · постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются ...

Психологические механизмы терапевтического эффекта
Цель психотерапии – устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный. Сложная структура клинических синдромов, включающая, как п ...

Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности, также известный под названием "классический психоанализ", является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биол ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru