Противоречия современного общества и специфика внутренней организационной среды накладывают неизгладимый отпечаток на социальное самочувствие личности, ее переживания и поведение. Одним из препятствий, с которым сталкивается личность в организации, являются ситуации предъявления к ней как к носителю социальной роли несовместимых, порой взаимоисключающих требований. Данные ситуации вызывают особое психологическое состояние, которое мы называем ролевым конфликтом. Выход из ситуации ролевого конфликта (РК), на наш взгляд, лежит в совмещении несовместимого, в поиске нового решения существующих противоречий. На данный момент не существует подробных исследований, посвященных изучению механизмов разрешения РК, и данную проблему можно считать мало изученной, однако весьма актуальной. Мы предполагаем, что ведущую роль в разрешении ролевого конфликта играет креативность. Наиболее подходящим для решения рассматриваемой проблемы является определение Дж. Гилфорда, который понимает креативность как дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности. В связи с этим анализ и изучение креативность как механизма разрешения РК и специфики ее проявления становится самостоятельной научной проблемой. Весьма перспективным направлением для раскрытия данной проблемы мы считаем концепцию «парадоксальной личности». Парадоксальность, по нашему мнению, является интегративной характеристикой, способностью «совмещать несовмещаемое». В исследованиях, выполненных под руководством С.И. Ериной, было показано, что парадоксальность проявляется на перцептивном, мыслительном, личностном и поведенческом уровнях и может служить тем механизмом, благодаря которому руководители оказываются устойчивыми к ситуации ролевого конфликта и способными конструктивно решить эту ситуацию. Парадоксальный человек испытывает низкий уровень ролевого конфликта, он способен справляться со своими эмоциями и находить беспрепятственный выход из затруднительной ситуации, сохраняя при этом свое физическое и психологическое здоровье.
Подобно парадоксальности, креативность также является своего рода интегральной характеристикой, хотя в первую очередь имеет самое непосредственное отношение к когнитивной сфере личности. Так, известный западный исследователь проблемы творчества и креативности Эдвард де Боно считает, что творческое мышление (creativity) является не чем иным, как особым способом обработки информации и может быть также охарактеризовано как способность к смене концепций и восприятия. Вместе с тем многочисленные исследования, в том числе отечественные, показали, что креативность связана с наличием определенных личностных черт, например таких, как удивление, любопытство, потребность к опробованию и исследованию окружающего, отчего и «сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь взрослого».
В наши дни все большей популярностью начинает пользоваться активный и экстремальный отдых. Одновременно с этим встает вопрос о психологической подготовке и сопровождении инструкторов спортивного туризма, работа которых сопряжена с высокой ответственностью, физическими нагрузками и экстремальными условиями. Эти особенности обусловливают важность учета психологической совместимости при комплектовании рабочих групп инструкторов. Совместимость предполагает оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее эффективное их существование. Эффективным можно считать существование, которое удовлетворяет участников и сохраняет их отношения. Также выделяют сработанность - согласованность в работе между участниками, т.е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Целью нашей работы стало исследование факторов психологической совместимости и сработанности в диадах инструкторов. Выборку составила группа инструкторов спортивного туризма (25 человек) при Нижегородском областном туристском клубе. Это группа профессионалов, отличающихся по возрасту (от 17 до 48 лет) и опыту (как взаимодействия с людьми, так и туристскому).
Другие материалы:
Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системност ...
Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных
навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение.
Содержание деятельности центров досуга вклю ...
Диалогический подход
В настоящее время, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция и адаптация ...