Синдром выгорания

Материалы » Факторы трудовой деморализации персонала организации » Синдром выгорания

Страница 1

Научный и практический интерес к синдрому выгорания часто обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание» или «затухание горения». Впервые этот термин предложил учёный Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Сгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий.

Синдром профессионального выгорания – это отрицательная реакция на рабочие стрессы, которая включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере усугубления последствия рабочих стрессов, истощаются физические и моральные силы человека, он становится менее энергичным, а также ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, более того ухудшаются качество и производительность труда.

Профессиональное сгорание представляет собой особый синдром, который развивается на фоне сильного хронического стресса и который ведёт к постепенному истощению личностных и эмоционально – энергетических ресурсов человека, работающего в определённой организации. Подобное сгорание может возникнуть вследствие внутреннего накапливания негативных эмоций без столь необходимого «освобождения» или «разрядки» от них. В 1981 г. известный учёный-психолог Э. Moppoy предложил особый эмоциональный образ, который отражал, как он думал, внутреннее состояние работника, который испытывает стресс профессионального сгорания. Он назвал этот образ «Запах горящей психологической проводки». По моему мнению очень ёмкое и красивое выражение, отражающее всю сущность синдрома психологического выгорания.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности. Кто из работников наиболее подвержен синдрому психологического сгорания, кто конкретно входит в группу риска? Для того, чтобы объективно ответить на этот вопрос, нужно выделить следующие закономерности:

1) Профессиональному сгоранию наиболее подвержены те сотрудники, которые по роду службы обязаны много общаться с различными людьми. Прежде всего, это медицинские и социальные работники, руководители, консультанты, менеджеры по продажам и другие. Причем особенно быстро выгорают те сотрудники, характер которых имеет ярко выраженную интровертивную направленность, индивидуально-психологические особенности которых не совсем согласуются с профессиональными требованиями профессий, требующих активной коммуникации. Такие люди не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, порой склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно такие люди могут аккумулировать эмоциональный дискомфорт без выбрасывания отрицательных эмоций во внешнюю среду.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Изучение природы тревожности и уровней тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Представительница психодинамического подхода К. Хорни под тревожностью п ...

Причины конфликта
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффек ...

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru