Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе

Материалы » Толерантность и конфликт » Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе

Страница 1

Философские идеи достаточно ярко демонстрируют интерес древних мыслителей к самым разным аспектам, как проблемы конфликта, так и проблемы толерантности. Эти идеи своими корнями уходят в эпоху Античности, которая, можно сказать, их «предчувствовала». Наблюдая природное и культурное несходство людей, философы древности стремились, несмотря на все эти различия, найти пути гармонизации совместной жизни. Хотя в эпоху Античности проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки и других философов.

Греческий философ Гераклит (530-470 гг. до н.э.) считал войну единственным всеобщим законом, в то же самое время в «круговороте природы и мироздании», в космосе он видел «скрытую гармонию». Почти в тоже самое время китайский мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н.э.) высказывал взгляд на проблему конфликта, открыто предлагая идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать вражды». При этом он видел источник конфликтов в невоспитанности и необразованности людей. Он считал, что «благородные мужи» основываются в своих отношениях на порядке. Именно порядок, а не выгода и тому подобные вещи определяют поведение «благородных мужей» в отличие от «простолюдинов», «малых людей», чьим уделом становится поиск выгод.

Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.),говоря о всеобщности законов войны в круговороте развития, считал ее уже величайшим злом, которое порождено именно этой эпохой. Он думал, что старые времена было лучше. Да и сами времена были лучшие-«золотой век», когда люди жили дружно, относились друг к другу доброжелательно.

Понимая неизбежность войны и зло, которое она несет, мыслители старались найти способы сосуществования, обеспечивающими мир. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась в начальный период своего развития доказать преимущества мира.

Толерантность- такая позиция, установка и ценность, которая способна примирить разные точки зрения, религии, идеологии. Она позволяет, опираясь на психологию человека, продвигаться дальше по пути сближения людей, не навязывая никому чуждых взглядов, норм, ценностей. В рамках конфликтологии к идее толерантности можно относиться как к позитивной цели.

Обоснование важности толерантности для христианства можно найти в трудах многих древних философов, но особое место принадлежит Тертуллиану. По его мнению, зло порождает гнев, а породив его, ведет к греху, происходящего от человеческого чувства, и воспитывается по образу «тупого собачьего равнодушия». Отсюда происходит вражда и человекоубийство. Основой толерантности является равновесие, вменяющееся человеку как его долг: запрещается гнев, укрощаются души, обуздывается своеволие.

Исторически первой формой толерантности была веротерпимость. В учениях раннего христианства сформулирован нравственный принцип взаимного уважения и взаимной свободы. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия (как неприемлемого средства приобщения человека к вере) и искренность убеждений.

Переходный период от Средневековья к Новому времени характеризуется сложными и противоречивыми оценками социальных конфликтов. Эпоха Возрождения - период культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы- резко осуждает и социальные столкновения и вооруженные конфликты. Такие известные гуманисты, как Т. Мор, Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, выступают с резкой критикой конфликтов. «Война сладка для тех, кто ее знает»,- писал Эразм (1469- 1536). Он считал, что начавшийся конфликт подобен цепной реакции, т.е. он разрастается, вовлекая в орбиту своего влияния все новые страны и слои населения. Именно он первый обратил внимание на сложность примирения позиций конфликтующих, даже если обе стороны стоят на одних идеологических платформах, например, принадлежат одной вере.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Концепция личности Э.Фромма.
Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. В центре внимания теории личности Э.Фромма противоречивость человеческого существования, взятая не в качестве ...

Телесно-ориентированная терапия
«Я человек, и надо мне признать, всё в моей жизни человечно…» - эти сроки одного стихотворения я всегда вспоминаю, когда задумываюсь о событиях в своей жизни, о своих чувствах, ощущениях. Я человек. И по всем биологическим признакам я же ...

Влияние эмоциональных отношений родителей на формирование у детей в ранние годы черт будущих женщин и мужчин
С первых дней жизни ребенок развивается как социальное существо и его семья - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Многие проблемы семьи возникли не вчера. Им уделяли внимание ведущие педагог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru