Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Страница 3

Выбор главной цели, связанной с воспитанием у детей познавательных интересов и потребностей, определяется тремя основными направлениями: методологическими; психолого-педагогическими; узкометодическими [51, c. 105-107].

Творческое методическое решение проблемы интереса находится в прямой и неразрывной взаимосвязи с постоянным и глубоким изучением методологических и теоретических основ развития и воспитания познавательных интересов, творческих способностей.

Что же необходимо взять на вооружение каждому педагогу, изучающему методологические и теоретические основы решения проблемы? Какую реальную помощь может оказать обращение к специальной научной литературе, в том числе не связанной непосредственно с практическим решением данной проблемы?

Прежде всего следует подчеркнуть три главных момента.

1. Изучение методологических и теоретических основ вооружает каждого учителя, преподавателя любого учебного заведения научной программой деятельности, точной ориентировкой, педагогической целью.

2. Знание таких основ позволяет вовремя вносить коррективы в меняющийся характер профессиональной деятельности по воспитанию и развитию познавательных интересов и потребностей, осуществлять с глубоко научных позиций всестороннее изучение учащихся с учетом возрастающего влияния на подрастающее поколение современной жизни общества, средств массовой информации, семьи, внешкольных учреждений, неформального общения со сверстниками и т. д.

3. Глубокое изучение методологических и теоретических основ дает возможность по-новому подойти к созданию и совершенствованию личной творческой психолого-педагогической и методической лаборатории в разработке основных целей, задач общей и специальной программы деятельности на кратковременный и длительный периоды; определении основных методов, средств, приемов достижения цели, реализации программы; составлении, подборе, создании для учащихся различных классов значимого дидактического и методического материала [29, c. 103-105].

Ни наука, ни школьная практика не могут успешно развиваться без постоянного изучения, глубокого и всестороннего сравнительного анализа теории и истории разработки любой научной проблемой опыта ее творческого воплощения в лучших школах.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения . убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет .» [47, c. 229]. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Теория интереса Л. Н. Толстого — это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Если бы на основе современных требований к педагогическому исследованию мы попытались найти в педагогической системе Толстого и его опыте ту исходную научную гипотезу, которая помогла автору ставить эксперимент, уточнять задачи и методику исследования, то без особого труда можно было бы это сделать. Эта гипотеза была сформулирована им следующим образом: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка . Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе,— то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно Выражающее свои мысли своим языком, — то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, — существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка» [5, c. 34].

Л. Н. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселенной», формирование творческой личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Оценивая теорию интереса Толстого в педагогическом методическом плане, мы должны помнить, что главная цель педагогического эксперимента Толстого состояла в том, чтобы показать, при каких условиях, в процессе какого варианта воздействия на учащихся в системе обучения можно обеспечить в обыкновенной сельской школе не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всестороннее развитие его познавательных и нравственных интересов, проявление всех творческих возможностей личности ребенка. Для Толстого возбуждение интереса в обучении — это усиление, по существу, многостороннего умственного и нравственного воздействия, продиктованное вниманием к личности ученика, того самого воздействия, которое помогает раскрыть все творческие силы ребенка, его способности, склонности [24, c. 40-41].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Особенности тревожности в дошкольном,
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, кот ...

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему коррекционное воздействие
Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готов ...

Политический конфликт. Его особенности
Политика - неустранимый аспект общественного существования. Политика решает сегодня направленность развития государства, его внешние и внутренние связи, руководит обществом, берет на себя ответственность за решения государственного характ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru