Исследование последствий воздействия массовой коммуникации

Материалы » Теории массовой коммуникации » Исследование последствий воздействия массовой коммуникации

Страница 5

Как показывают реальная жизнь и педагогически-воспитательная практика, «страшные истории» («страшилки») актуальны практически для всех детей от 6 — 7 до 11 — 12 лет. Большинство специалистов в области психологии убеждены, что так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве.

Детские «страшилки», разнообразные сказки и истории «страшного» содержания принадлежат к средствам, с помощью которых ребенок получает возможность наиболее эффективно и наиболее безболезненно преодолевать свои страхи. Это своеобразная тренировка храбрости, мужества, силы воли и т.п. Вместе с тем, большинство взрослых, окружающих детей в их повседневной жизни, как правило, не одобряют детской заинтересованности фильмами ужасов, поскольку убеждены в их вредности. Педагоги, воспитатели и родители уверены в том, что фильмы с элементами ужасов серьезно травмируют незрелую детскую психику, которая находится на стадии формирования, и считают, что не следует разрешать детям их смотреть. Таким образом, недооценивается значение этой информации в жизни детей. Дети оказываются лишенными части жизненно важных интересов и функций, и это существенным образом обедняет их эмоциональную жизнь, приводит к ранней и односторонней интеллектуализации психики.

Специальные исследования киноинтересов школьников дали возможность констатировать, что фильмы ужасов надежно занимают по популярности среди детей вторые-третьи позиции. Потребность подростков в зрелищности, в переживании ярких эмоций и «острых ощущений», абсолютно естественная для «нормальных», психически здоровых детей, вопреки всем стараниям взрослых, делает их стойкими приверженцами этого жанра киноискусства.

Справедливости ради следует признать, что количество сторонников противоположного взгляда на эту проблему оказывается значительно большим. Но не следует делать однозначных заявлений. Даже наиболее рьяные противники фильмов ужасов, по крайней мере, не возражают против того факта, что их просмотр имеет на детей и подростков выборочное влияние.

А вот статья с сайта www. Vitaminovnet.ru в своих исследованиях выражает еще одну точку зрения, что с помощью фильмов ужасов можно лечить определенные психологические заболевания, эта статья приводит в пример клинического ученого Дэвида Радда из Техасского университета, который при помощи фильмов ужасов избавляет своих пациентов от различных фобий. Доктор Радд считает, что если человека регулярно подвергать одному и тому же испытанию, вызывающему страх, то мозг привыкает к нему и перестает осознавать его как опасность. Это, по мнению психолога может помочь в лечении таких расстройств психики, которые сопровождаются беспокойством, и в тех случаях, когда человеческая психика реагирует на угрозу, даже когда ее нет.

Также то, что фильм ужасов как культурно-психологический феномен сложился в США времен невиданного экономического спада тридцатых годов прошлого века. И кинематограф при этом выступил в роли врачевателя, психотерапевта масс.

Ибо во время просмотра, особенно группового, включается мощная цепь психологических механизмов – например, ожидания, отождествления с героем. А умереть вместе с ним и столь же неожиданно воскреснуть, победив зло – это важный положительный психологический опыт, не всегда доступный нам в реальности. Это – и стимул к совершению подвига, и преодоление страха смерти, и постижение неведомого. Так что и «Терминатор», и «Дракула» несут в себе не столько запугивание и насилие, сколько мощную психотерапевтическую энергию. Нужно лишь рассмотреть ее под правильным ракурсом.[13]

Вот еще статья об этом исследовании: «Новое исследование, проведенное западными учеными, утверждает, что фильмы ужасов могут понизить иммунную систему человека. Эти же специалисты утверждают, что повседневный стресс для памяти может наоборот оказать благотворное влияние на организм человека.

Исследование возглавлял Джос Бош (Jos Bosch), работающий в Государственном университете Охио. В нем также принимали участие европейские ученые. Бош обнаружил, что уровень SIgA – секретного иммуноглобулина был выше после теста на память и ниже после просмотра фильма ужаса на видео.[14]

Конечно же, многие ученые, психологи, исследователи сходятся в одном мнении, что постоянный просмотр фильмов ужасов нежелателен как для детей, так и для взрослых. Но фильмы ужасов люди все равно любят смотреть, и исследователи задаются и этим вопросом тоже: «Почему люди любят фильмы ужасов?»

«Психологи из Университета Беркли и Университета Флориды предложили новую теорию, объясняющую, почему люди любят смотреть фильмы ужасов. До сих пор считались, что основной причиной популярности фильмов ужасов является желание человека испытать сильные ощущения.

Одна из теорий гласила, что во время просмотра ленты зритель на самом деле не пугается, а лишь испытывает чувство приятного возбуждения. Другая, - что два часа страха необходимы для того, чтобы в конце фильма - вне зависимости от развязки – зритель, освободившись от ужасного зрелища и кошмарных звуков, испытал эйфорию, сообщает Washington Profile.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Теоретические подходы к исследованию межкультурной адаптации
Исследование проблем межкультурной адаптации находится в фокусе современной науки на протяжении нескольких десятилетий. В течение всех этих лет отмечался стабильный рост внимания к данной проблематике, и были получены интересные результат ...

Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными качествами операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах ...

Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство. А.А.Леонтьев З ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru