Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях

Материалы » Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения » Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях

Страница 2

Гибкость

— способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами [20].

Характер взаимоотношений в семье так же является одним из факторов формирования отношения к детям. Существует множество классификаций семей по характеру взаимоотношений в них.

Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, так как за постоянную напряженность и отверженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой.

Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:

- воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи;

- воспитательно-устойчивые - (35—40%) такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы;

- воспитательно-неустойчивые - (10%) такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи;

- воспитательно - слабые семьи с утратой социального контакта с детьми и контроля над ними (15—20%). Семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;

- воспитательно-слабые: с постоянной конфликтной атмосферой; с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой, маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией, правонарушительные, преступные, психически отягощенные. Такие типы составляют 10—15% и являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а часто и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Сравнительный анализ семей с разным воспитательным потенциалом показывает, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества [10]

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Средовые и генетические факторы развития.
Я бы выделил, два вопроса психологии развития адресованных генетическим исследованиям. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных ...

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного ...

Рационально-легальное лидерство
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом или рутинных, - это лиде ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru