Стили родительского отношения: понятие и характеристика

Материалы » Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения » Стили родительского отношения: понятие и характеристика

Страница 3

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно- мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи [6].

Архиреева Т.В. на основании исследований родительских установок выделила три фактора семейного воспитания:

- гиперопека – отсутствие родительской опеки (гипоопека);

- демократичность – отсутствие демократичности;

- диктат – отказ от авторитарности.

Авторитарность, по мнению автора, является одним из самых негативных проявлений родительского отношения. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. В этом случае могут быть два пути. Часть подростков идет на конфликт с родителями вплоть до проявлений агрессии и ухода их дома, но чаще такие подростки становятся конформными, несамостоятельными, попадая в асоциальную группу, полностью принимают нормы группы, не подвергая их критике [1].

Стейнберг утверждает, что уровень насилия среди мальчиков из аторитарных семей наиболее велик (Steinberg 1994). Кроме того, существует обратная зависимость между авторитаризмом и хорошей успеваемостью.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. [1].

Одна из последних отечественные работ по исследованию семейного воспитания, в которой обобщены мнения различных авторов, принадлежит А.Я. Варге. Семейное воспитание, как заключает Варга А.Я, является многомерным образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих: принятие или отвержение ребенка, межличностная дистанция с ребенком («симбиоз»), формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация) и социальная желательность поведения. Каждая образующая в свою очередь представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Эмоциональная образующая родительского отношения занимает ведущее положение в структуре родительского отношения, в основном определяя особенности его проявлений [4].

1) «принятие – отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2) «кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3) «симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4) «авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5) «маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Эта классификация стилей семейного воспитания на сегодняшний день является одной из самых удачных, т.к. раскрывает эмоциональное отношение, чувства и мысли родителей по отношению к ребенку.

Таким образом, в воспитании детей каждый родитель предпочитает тот или иной стиль, потому взаимоотношения между родителями и детьми могут носить разноплановый характер, который в первую очередь зависит от стиля родительского отношения. В свою очередь родительское отношение формируется на основе личностных особенностей родителей, их установок, мировоззрения, характера и т.д.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире. Диск ...

Особенности нашего мышления
Самого пристального внимания заслуживает одна весьма любопытная особенность нашего мышления. Если человеку нужно решить какую-либо трудную задачу (необязательно математическую), то сознание делится как бы на две части: одна задает вопросы ...

Виды конформизма
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (от лат. conformis – подобный, сообразный). Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в по ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru