Стили родительского отношения: понятие и характеристика

Материалы » Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения » Стили родительского отношения: понятие и характеристика

Страница 1

Либин А.В. (1999) обозначает стиль родительского отношения как устойчивый паттерн поведения, базирующийся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с детьми.

Стиль родительского отношения является интегративной характеристикой воспитательной системы, характеристикой родительско-ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности — является значительным фактором становления Я — концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру [13].

Одна из наиболее ранних систематических классификаций типов (стилей) родительского отношения предложена в 1937 г. О. Коннер. Автор охарактеризовал тип родительского отношения с точки зрения эмоциональной позиции родителей по отношению к ребенку, выражающейся в мыслях и поведении и оказывающей влияние на развитие ребенка [12]:

1) принятие и любовь – ребенок является центром интересов, с ним занимаются, в отношении к нему преобладает нежность, ребенок чувствует безопасность, его личность развивается нормально;

2) явное отвержение - невнимательность, жестокость, избегание контактов с ребенком может провоцировать развитие агрессивного и преступного поведения ребенка, эмоциональную недоразвитость личности;

3) излишняя требовательность – проявляется в критике, отсутствии позвал, придирчивости со стороны родителей, способствует фрустрации, неуверенности в себе;

4) чрезмерная опека – проявляется в чрезмерных поблажках или ограничениях свободы ребенка, способствует развитию инфантилизма, особенно в социальных отношениях, неспособности к самостоятельности.

Классической в исследовании типов родительского отношения считается работа С. Броди (1956), выполненная в рамках клинического подхода. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнских позиций, проявляющихся в отношении к ребенку:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства – чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

Важное значение для выделения стилей родительского отношения имели работы Д. Баумринд, в которых выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.

В дальнейшем Э. Маккоби и Д. Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль.

Таким образом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа:

1) авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

2) Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна;

2) либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен;

3) индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

В продолжение этих исследований в результате клинических наблюдений и факторного анализа Е.S. Schaefer, R.A. Ве11 выделили два фактора в структуре отношения родителей к детям. Эмоциональный фактор: любовь - ненависть, и поведенческий фактор: автономия – контроль (схема 1). С разной степенью выраженности этих характеристик был смоделирован большой набор типов отношения [4]

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Сущность и содержание исследования личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой ...

История развития изучения времени и временной перспективы личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого р ...

Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Вопрос о причинах тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru