Организация временной перспективы в зависимости от типа личности

Материалы » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Организация временной перспективы в зависимости от типа личности

Страница 3

Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. Если у взрослых переоценка минутных промежутков около 133%, то у детей в возрасте от 7 до 19 лет она может достигать 175%. Уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее ему кажется почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но социальные перспективы.[19]

Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное. Ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, но они могут казаться ему одинаково далекими. Временная перспектива очень важна для понимания возрастной динамики рефлексивного Я. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. Расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может смешиваться со страхом перед жизнью.

Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

История изучения памяти
Обладатели хорошей памяти были окружены уважением и часто занимали высокое положение. Оглядываясь назад, мы видим, что в течение многих веков истории было мало прогресса в изучении памяти. Даже сейчас ученые находятся только в начале свое ...

Искусство руководящих тренеров тренинговых групп
Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе ...

Иллюзия силы давления
Но, наряду с иллюзией объема, обнаружили и целый ряд других аналогичных с ней феноменов и, прежде всего, иллюзию давления (1929г.). Испытуемый получает при посредстве барестезиометра одно за другим два раздражения — сначала сильное, потом ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru