Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда

Материалы » Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда

Страница 1

Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее воздействие его мышления может осветить какую-то сторону нашего собственного характера или характера другого человека. В иные периоды жизни его взгляды кажутся нам неприемлемыми, идеи - далекими, запутанными и не относящимися к делу.

“Психоанализ", “бессознательное” - сегодня эти слова являются настоящими брендами, а сам Фрейд - известнейшей торговой маркой.

Зигмунд Фрейд уже при жизни стал культурным мировым событием эпохи. Его теория оказала огромное влияние на восприятие человеком себя и окружающего мира, на развитие литературы, живописи, театра, кинематографии, дизайна и рекламы.

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное [2], [7], [9]. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту “психическую карту" чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.

Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями, воспоминаниями, эмоциями и т.д.

Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован тем, что происходит внутри его собственного ума.

Элементы системы предсознательного могут быть сделаны сознательными путем катектирования системой сознания. Этот катексис называется катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут обычно быть катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или получить катексис внимания. Таким образом, для элемента бессознательного, чтобы стать сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.

Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.

Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Предсознательное включает элементы психики, которые доступны сознанию.

В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Заключение.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и ...

Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помо ...

Защитные механизмы поведения
Динамика личности во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой, жаждущего – водой. Помимо этой роли источника обеспечения – вне ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru