Система живет всегда и только в виде уникального гештальта

Материалы » Уровень представления, его специфика » Система живет всегда и только в виде уникального гештальта

Страница 1

В дополнение к содержанию, гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системы в Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в виде структуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта. В гештальте (внешнем образе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, его расцветки, его двигательной силы, его строительной деятельности, его способов размножения, его поведения по отношению к особям своего вида и т.д. и т.п. Понятие гештальта формирует эмпирическую индивидуальность всего живого.

Это верно и относительно окультуренной природы. Человек представляет собой машину формирования гештальтов. Он должен непрерывно формировать гештальтные сущности. Гештальт — это единственная человеческая потребность, ибо все другие потребности, такие как голод, борьба за выживание, размножение, свойственны не только человеку, но и другим живым существам. В процессе последовательных мутаций, который мы уже не можем реконструировать детально, человек вырвался из узкого спектра формирования гештальтов, свойственного, например, розе или дрозду, кристаллу или обезьяне, и заменил его самопорождающими силами формирования гештальтов. Они вынуждают человека самостоятельно вырабатывать гештальт, что он и делает в бесконечном разнообразии. Истерия как судорога формирования гештальта представляет собой столь же яркое свидетельство этого разнообразия, как и любая культурная форма.

Если мы соединим систему и гештальт, то получим социологический предмет — гештальт-систему. Гештальт-системы — это живые системы, чей гештальт собирает вокруг себя своих приверженцев и уплотняет их в энергетическом поле с обратной связью. Таковыми являются город и симфония, промышленное изделие или здание философского учения. Они созданы людьми, люди живут в них как в гипер - органических живых существах, и такого рода гештальт-системы по всей Земле борются за души людей, свою территорию. Сущностные признаки гештальт-системы уже охарактеризованы Гете довольно точно.

· Они «определены во взаимосвязанном». Здесь имеется в виду их единство, которое в качестве социальной воли управляет отдельными элементами. Именно таким образом становятся немцем, русским, петербуржцем или гегельянцем. Гештальт-системы — это нормативные регуляторы.

· Они «закончены». Это подразумевает, что они решительно противостоят внешнему миру. Их центростремительная социальность неизбежно ведет к внешней асоциальности. Тот, кто обращает лицо к своим любимым, поворачивается спиной ко всему остальному миру. А поскольку мы видим так много спин, мы ищем лица. Центр мира для респондентов всегда там, где они живут.

· Они фиксированы в своем характере. Сотни согласованных деталей создают их гештальт, какая-либо другая гештальт-система — это уже другой гештальт. И это так, несмотря на то, что с точки зрения теории систем они могут быть одними и теми же. Так, Мюнхен — это не Гамбург, а Санкт-Петербург — не Москва, хотя все они представляют собой крупные города с одинаковыми структурами.

Гештальтное существование каждой системы приводит к тому, что первичный тип отношения к ней есть всегда эстетическое суждение. Способность эстетического суждения представляет собой антропологическую константу, что имеет большое значение для психолога. Эстетическое суждение практикует каждый человеческий организм. Иммануил Кант замечательно описал это как единственное свободное суждение. Любая социальная связь и любая асоциальная вражда суть следствие эстетического суждения. Жизнь гештальт-систем, как внутренняя, так и внешняя, поддерживается коллективными эстетическими суждениями. Конфликты гештальт-систем выражаются в отвращении, презрении, ненависти, а их связи — в симпатии, почитании и любви, — и все это есть результат эстетического суждения.

Трансцендентальный источник гештальта с помощью эстетического суждения человека создает по всей Земле все больше и больше гештальт-систем. Права человека, хотя и являются изобретением разума, представляют собой проявление хитроумия гештальта: эта идея равенства мощно стимулирует притязание каждого гештальта на жизенное пространство. Это может быть проиллюстрированно на примере сепаратизма любого типа. Эстетическое суждение — это основа устойчивости и преобразования в социальной жизни. Так как люди хотят, чтобы жизнь вокруг них становилась красивее, они придумывают новую мебель, новые философии и новые государства. Потенциал Универсума гештальтов еще далеко не исчерпан.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают: — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. «Неформальное» л ...

Проблемы межкультурной адаптации туристов
Пересмотр подходов к изучению проблем межкультурной адаптации в последнее время коснулся одной из самых больших категорий временных мигрантов — иностранных туристов. Традиционно рекреационные путешествия рассматривались как период спокойн ...

Типизация «трудных» детей и подростков.
Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru