В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от друга, а так или иначе взаимосвязаны. Система государства определяет характер конфликтов (скажем, антагонистический или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее конструктивно-созидательный или разрушительный потенциал. Поэтому системный подход к государственному управлению конфликтами так же необходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.
На наш взгляд, драматическая история нашей страны в девяностые годы дала материал для решения этой проблемы. Политика как система государственной власти и основное направление ее деятельности - стала первенствующим фактором во всех решающих коллизиях государства и общества. Экономическая система начала разваливаться под воздействием в первую очередь не экономических, а политических конфликтов. Мало того, политический фактор, в частности политические споры между лидерами теперь уже суверенных государств, бывших советских республик, в то время парализовали восстановление не только единой экономической, но и других систем взаимоотношений и связей, а также общего правового и информационного пространств.
В современном обществе, тем более в таком политизированном, как нынешняя Россия, нет другого универсального интегрирующего фактора, как политика, равного по своему характеру и эффективности воздействия на любые социальные конфликты.
Политические конфликты, как свидетельствует зачастую являются определяющими по отношению к другим и в совокупности с ними составляют зону, в которой могут возникать и действовать последние.
Политический процесс, курс государственной политики - общее условие, тот, образно говоря, кислород, который наполняет жизненной силой действия технологий управления. Поэтому каждая группа конфликтов требует наряду с общим политическим курсом разработки соответствующей политики, создающей благоприятную основу для их регулирования и снятия (или же стимулирования). Конфликт должен быть точкой отсчета, исходной категорией анализа и разработки стратегии и тактики руководящей политической деятельности.
В сове время, не справившись с конфликтом, возникшим между Россией и Чечней, между федеральным центром и чеченской националистической верхушкой власти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь предпринимаются разнообразные усилия, чтобы в малой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в результате войны чудовищного отчуждения одного из народов России от российского сообщества и государства.
Политика является основа управления конфликтами, которая определяет направленность в урегулировании и разрешении конфликта. В качестве таковой она выступает прежде всего по отношению к макроконфликтам. Что касается иных конфликтов, нижележащих уровней, то влияние политики на них больше опосредованное, нежели непосредственное. Чем ниже уровень конфликта, а значит его зона распространения, тем сильнее возрастает роль прямо не связанных с политикой демократических технологий управления. Возникающие на уровне местных сообществ конфликты (за исключением правовых) регулируются и преодолеваются средствами и институтом самоуправления.
Другие материалы:
Особенности
подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня р ...
Генетика и
наследственность
Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей и не только внешнее, но и в том, что касается поведения, мимики, жестикуляции, черт характера. Поистине удивительное, иногда на уровне ...
Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:
¾ потребности – источники активности учащегося;
¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;
¾ цели, т.е. ...