Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раздел психологии связано с именем немецкого психолога В.Вундта, который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследование. Первое - физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом – психофизиологический эксперимент. Второе направление- «психология народов». Это область высших психических функций изучаемых методом анализа культурно-исторических продуктов – языка, мифов, искусства, обычаев и пр. Термин «физиологическая психология» получила широкое распространение на Западе. П. Милнер, известный своими работами в области психофизиологии влечения представил новые данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о функциональных механизмах мотивации и эмоций, включая опыт по самораздражению мозга, исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.
Новое направление психофизиология получила официальный статус в мае 1982 г. На Первом Международном конгрессе психофизиологов. На нем была создана международная психофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессом по психофизиологии / Соколов У.Н. «Теоретическая психофизиология»., М.,1986 г. с.6).
При обсуждении вопроса о том, что считать предметом психофизиологии, были высказаны различные суждения в том числе мнение о необходимости использовать в психофизиологическом исследовании на человеке только неинвазивные методы( не проникающие через поверхность кожи), которые предполагают лишь регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электрокардиограммы(ЭКГ), кожно-гальванического рефлекса (КГР) и др. Однако эта позиция не получила поддержки. Основная дискуссия развернулась по поводу мнения о том, считать ли предметом психофизиологии изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний или же ограничить задачу психофизиолога исследование физиологических механизмов психических явлений на макроуровне с помощью регистрации объективных показателей, например таких, как ЭЭГ, вызванные потенциалы, КГР и др.
Позиция сторонниками первой точки зрения ( Х. Дельгадо и Е.Н. Соколов) основывались на большом личном теоретической и экспериментальном опыте нейронной и суммарной электрической активности мозга у животных и человека. Ими разработаны методы телеметрической регистрации поведения и мозговой активности при электрической, химической, а позже и электромагнитной стимуляции мозга животных на расстоянии. Прием физиологических показателей и воздействие на мозг осуществлялись с помощью радиосигналов. Это позволило проводить опыты на животных в условиях свободного поведения в среде естественного обитания и сложившихся социальных взаимоотношений между особями стаи. Также исследование были связаны с изучение принципов кодирования информации в нейронных сетях. Ими выявлено принципиальное сходство процессов обработки информации на объектах различного физиологического уровня( моллюск, лягушка, рыба, кролик, обезьяна, человек)
Данилова Н.Н. Психофизиология., М., 2002 г. с.7/. Однако в ходе дискуссии большинство исследователей высказалось за изучение психических функций по суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.
Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений восприятия, памяти и обучения, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.
Другие материалы:
Проблема оправданности попыток влияния на развитие
ребенка в пренатальный период
Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода, изменения, происходящие в психике и поведении беременной ж ...
Основные направления развития Я-концепции у подростков
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное — ...
Сцены и их постановка
Стадия действия состоит в постановке сцен для разыгрывания. Сцена — это вполне определенная ситуация, воссозданная методом ролевой игры. Любая мыслимая ситуация может стать сценой. Это может быть сегодняшняя ситуация или имевшая место в п ...