Управление конфликтом

Материалы » Урегулирование конфликтов » Управление конфликтом

Страница 1

Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Отношение же к конфликту как к закономерному явлению в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Нельзя отрицать многоплановость проблемы. Понятие "управление конфликтом" выражает ее сущность. При определении этого понятия следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство).

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом - это "перевод конфликта в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс". [10] Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждое из этих действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Мы уже как-то упоминали о том, что в любой сфере общественной жизни возможны разнообразные конфликты: закономерные, случайные, действительные, ложные и т.п. Поэтому администрации города приходится иметь дело с различными видами социальных, политических, экономических, юридических, а также организационно-управленческих конфликтов. Административная власть призванная решать проблемы налаживания и совершенствования взаимоотношений между властью и населением, государственными органами и хозяйственно-экономическими организациями, партиями, общественными объединениями и т.п., ее задача - способствовать созданию конкурентной среды для экономических субъектов и поддерживать монополию там, где она необходима, обеспечивать демократическими средствами порядок и законность. На практике применяются разные методы воздействия на конфликты административными властями: одни стремятся их предотвратить (например, социальные); другие - поощрить (в частности, конкурентные); третьи - подавить (связанные с преступностью); четвертые - удержать в рамках демократических норм (соперничество между партийными группами); пятые - разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон и т.п. В совокупности можно сказать, что вся эта деятельность составляет управление конфликтами.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К ним относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности и необходимости активного воздействия на конфликт; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентации.

Ввиду того, что конфликты многообразны, разнокачественны, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, то управление конфликтами не может быть однотипным. Социально-классовые конфликты, например, имеют свой генезис и способы разрешения, национальные - присущую только им динамику и свойственные способы преодоления; военные конфликты решительно отличаются от всех мирных форм конфронтации. Поэтому методы регулирования конфликта применяются исходя из природы конфликта.

Например, в качестве одного из методов может быть предупреждение конфликта. Предупреждение конфликта представляет собой деятельность, направленную на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону общественной системы. Понятно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Таим образом, возможно прерывание хода процесса при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, осо ...

Формула
В предыдущих главах достаточно коротко, но я думаю, понятно изложена теория, связанная с волнующим нас вопросом. Теория, которая позволяет взглянуть на взаимоотношение полов с научной точки зрения, основываясь на знаниях, полученных учены ...

Методы воспитания
Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания – все то, с помощью чего осущ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru