Управление конфликтом

Материалы » Урегулирование конфликтов » Управление конфликтом

Страница 1

Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Отношение же к конфликту как к закономерному явлению в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Нельзя отрицать многоплановость проблемы. Понятие "управление конфликтом" выражает ее сущность. При определении этого понятия следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство).

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом - это "перевод конфликта в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс". [10] Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждое из этих действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Мы уже как-то упоминали о том, что в любой сфере общественной жизни возможны разнообразные конфликты: закономерные, случайные, действительные, ложные и т.п. Поэтому администрации города приходится иметь дело с различными видами социальных, политических, экономических, юридических, а также организационно-управленческих конфликтов. Административная власть призванная решать проблемы налаживания и совершенствования взаимоотношений между властью и населением, государственными органами и хозяйственно-экономическими организациями, партиями, общественными объединениями и т.п., ее задача - способствовать созданию конкурентной среды для экономических субъектов и поддерживать монополию там, где она необходима, обеспечивать демократическими средствами порядок и законность. На практике применяются разные методы воздействия на конфликты административными властями: одни стремятся их предотвратить (например, социальные); другие - поощрить (в частности, конкурентные); третьи - подавить (связанные с преступностью); четвертые - удержать в рамках демократических норм (соперничество между партийными группами); пятые - разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон и т.п. В совокупности можно сказать, что вся эта деятельность составляет управление конфликтами.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К ним относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности и необходимости активного воздействия на конфликт; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентации.

Ввиду того, что конфликты многообразны, разнокачественны, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, то управление конфликтами не может быть однотипным. Социально-классовые конфликты, например, имеют свой генезис и способы разрешения, национальные - присущую только им динамику и свойственные способы преодоления; военные конфликты решительно отличаются от всех мирных форм конфронтации. Поэтому методы регулирования конфликта применяются исходя из природы конфликта.

Например, в качестве одного из методов может быть предупреждение конфликта. Предупреждение конфликта представляет собой деятельность, направленную на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону общественной системы. Понятно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Таим образом, возможно прерывание хода процесса при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Тревожность подростков
Обратиться к данной теме нашего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные эмоционадьные проявления. Это исходит из того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода эм ...

Философские истоки концептуальной психотерапии
В своей весьма своевременной, и как его в Штатах окрестили «провокационной», статье «Лингвистическая феноменология путей познания и его применение в исследовании психотерапии и в интеграции психотерапии» R. Elliott (Elliott, 2008) настаив ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru