Понятие и значение конфликта

Материалы » Урегулирование конфликтов » Понятие и значение конфликта

Страница 1

В литературе, в средствах массовой информации, на бытовом уровне можно встретить большое множество определений понятия конфликта. В среде специалистов, занимающихся изучением конфликтов, по-прежнему нет единой точки зрения относительно того, что представляет собой конфликт. Каждый автор вкладывает в понятие "конфликт" свой смысл, исходя из общепринятого смыслового значения и личного опыта, но чаще всего под ним понимаются различные источники его происхождения и развития: конкуренция, антагонистические отношения, стресс, принятие несовместимости позиций или поступков, случай обострения противоречий и т.п. К примеру, один из ведущих специалистов в области конфликтологии А. Рапопорт связывает конфликт с конкуренцией, а другой исследователь, М. Дойч, подчеркивает, что конфликт возникает только в том случае, когда у сторон есть несовместимость действий. Достаточно часто в качестве синонимов конфликта используются следующие термины: "борьба", "спор", "инцидент", "кризис".

А. Рапопорт как-то заметил, что отношение к конфликту может быть достаточно противоположным, исходя из субъективных принципов и взглядов высказывающихся. Например, в рамках пацифистской идеологии вооруженные конфликты и войны как правило осуждаются, в то время как в исторические эпосы описывают героику войны, видя в ней подвиги и славу. В военной сфере к вооруженным конфликтам подходят с профессиональной точки зрения разработки стратегии и тактики победы, а исторические исследования в свою очередь направлены на то, чтобы дать как можно более точное описание и анализ конкретных конфликтов и кризисов.

В силу специфики курса в дальнейшем будем ссылаться в основном к рассмотрению особенностей и содержания конфликта с точки зрения политики, как метода его урегулирования.

А пока перейдем к самому понятию и определению конфликта как общественного явления и его составляющих.

Разные научные дисциплины, естественно, подходят с разных сторон к изучению конфликта как явления. К примеру, в социологии, конфликт часто рассматривается сквозь призму несовпадения конкретных целей и интересов его участников - социальных групп, общностей и прочее. Психология к изучению конфликта подходит главным образом с точки зрения мотивационных или когнитивных концепций.

В политологии же различаются методы объективной и субъективной интерпретации изучаемых явлений. Эти утверждения характерны и для конфликта как изучаемого явления. "Объективный метод предполагает выявление разнообразных связей и процессов политической реальности через анализ объективных результатов политических действий. Субъективный метод объяснения - это анализ связей и взаимодействий политической реальности через призму отношений политического субъекта (его мнений, позиций, интересов). Ценностно-нормативный подход составляет содержание субъективного метода. "[1]

Прежде всего, конечно, нужно обратиться к самому определению конфликта. Что есть конфликт, какова его сущность. Естественно, все эти вопросы задаются исключительно чтобы представить предмет изучения интересующей нас области. Итак, обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить, что конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Таким образом, интересы и цели являются одними из главных понятий, необходимых для анализа общественного конфликта.

Интересы принимаются за отправное понятие в анализе противоречий и конфликтов потому, что именно они воплощают единство и борьбу объективного и субъективного. Интересы выражают базовые и другие необходимые для общественной жизни человека потребности. А потребность, в силу своих особенностей только тогда превращается в двигатель человеческой активности, когда в процессе обдумывания и осмысления приобретает определенный образ: чувство, мотив и т.п. На более высоком уровне интегрирования себя в ценностную систему субъекта, потребность превращается в социальный интерес отдельных групп или же целого общества. К тому же, интерес - это еще и направленность поведения, деятельности, направленных на удовлетворение жизненно необходимой в данной ситуации для данного субъекта потребности. Интерес так же предполагает определенную степень осознанности потребностей, на основании которых формируется мотивационная база субъекта, а также его ориентации и цели деятельности.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение. Содержание деятельности центров досуга вклю ...

Выводы
В ходе данной работы производилось исследование детской психологической субкультуры. Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает в ...

Комплексы
Ко́мплекс(лат. Complex - связь, сочетание) - в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и уст ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru